В отношении четвертой в мире по пассажиропотоку авиакомпании American Airlines начата процедура банкротства. В отличие от привычного в России "убийственного" значения этого понятия, в США иск о неплатежеспособности часто является синонимом спасения бизнеса. American Airlines до настоящего времени оставалась единственной крупной американской авиакомпанией, которой удавалось избежать процедуры банкротства.
Материнская компания American Airlines - транспортный холдинг AMR Corporation - подала в суд заявление о банкротстве по статье 11 Кодекса законов о банкротстве. Перевозчик объяснил свои действия необходимостью реструктурировать долги и издержки, чтобы компания могла продолжить деятельность в условиях высокой конкуренции. Руководство убеждает пассажиров, что сохранит все рейсы и бонусные программы.
Десять лет в убытках
За прошедшее десятилетие AMR понесла убытки в размере 12 миллиардов долларов. The Washington Post пишет, что в этом году ожидаются убытки в размере более 1,1 миллиарда долларов. Необходимость постоянно ремонтировать и обновлять стареющий авиапарк, а также высокие затраты на рабочую силу не позволяют компании выбраться из долгов. Объем задолженности к настоящему времени вырос до 29,6 миллиарда долларов при общей стоимости активов 24,7 миллиарда долларов. В корпорации уверяют, что располагают также суммой в размере более 4 миллиардов долларов наличными.
Говоря о проблемах перевозчика, аналитики, как правило, вспоминают недавний финансовый кризис, после которого компания так и не оправилась. Новый глава AMR Том Хортон (Tom Horton), который 29 ноября сменил на посту гендиректора Жерара Эрпи (Gerard Arpey), также добавил, что свою роль сыграли рост цен на топливо и сокращение пассажиропотока.
American Airlines, которая несколько лет назад утратила статус крупнейшего авиаперевозчика мира по пассажиропотоку на регулярных маршрутах, так и не смогла снизить затраты на рабочую силу. Эта статья расходов осталась на прежнем уровне, хотя сейчас компания занимает четвертое место по количеству перевезенных пассажиров. Переговоры с профсоюзами о сокращении издержек и повышении производительности труда велись с 2006 года, однако не привели к результату.
Реорганизация, не ликвидация
AMR Corporation подала в суд заявление по статье 11 - реорганизация. В соответствии с ней должник продолжает работать, как и прежде, однако обязан в течение 120 дней представить кредиторам план реорганизации компании и сокращения издержек, который затем утверждает суд. Статья, предусматривающая ликвидацию компании, в Кодексе законов о банкротстве тоже есть, но ее номер - седьмой.
В России термину "банкротство" традиционно приписывают отрицательное значение "ликвидация". Можно предположить, что это связано с устоявшимся мнением о неспособности должника восстановить свое финансовое "здоровье". Хотя отечественный бизнес, так же как и американский, может прибегать к этой процедуре для спасения активов - законодательство предусматривает способы восстановления платежеспособности.
В настоящие момент крупнейшей авиакомпанией мира по пассажиропотоку является американская Delta Air Lines с показателем более 162,6 миллиона человек в прошлом году. На втором месте - United Airlines (США), которая перевезла 145,5 миллиона пассажиров. Третья строчка досталась Southwest Airlines (США) - 130, 9 миллиона человек. American Airlines по итогам прошлого года перевезла 105,1 миллиона пассажиров и оказалась на четвертом месте.
В 2006 году места распределились практически в обратном порядке: первое место - у American Airlines (99,8 миллиона пассажиров), второе - у Southwest Airlines (96,2 миллиона пассажиров), третья строчка досталась Delta Air Lines (73,5 миллиона пассажиров), а четвертая - United Airlines (69,2 миллиона пассажиров).
За рубежом несколько другое представление о процедуре банкротства, которая в США и Европе является скорее синонимом спасения бизнеса. В иностранных юрисдикциях заявление о банкротстве чаще всего подают сами должники, при этом кредиторы активно сотрудничают с последними для восстановления платежеспособности предприятия.
К тому же в США и Европе высокая степень доверия к банкротству - там его не используют как средство контроля над активами. В России негативную репутацию процедуре создают и сами должники, которые зачастую отказываются раскрывать финансовую информацию, и кредиторам ничего не остается, как добиваться распродажи активов.
Кандидат на слияние
Как отмечает Bloomberg, процедуру реорганизации по статье 11 в США осуществили уже все крупные авиаперевозчики, кроме American Airlines. В частности, болезненный процесс прошли United Airlines и Continental Airlines, которые договорились о слиянии в прошлом году, а также Delta Air Lines и Northwest Airlines - в результате их объединения была создана крупнейшая в мире авиакомпания. Именно эти слияния и подвинули American Airlines с лидирующей позиции на мировом авиарынке.
По мнению известного в авиационной отрасли аналитика Вона Кордла (Vaughn Cordle), после подачи заявления о банкротстве American Airlines стала привлекательным активом для слияния. Эксперт, которого цитирует The Washington Post, считает, что соответствующее предложение может поступить от U.S. Airways. Если предположения Кордла подтвердятся, то тогда новый крупный перевозчик, Delta Air Lines и United Continental Holdings будут контролировать 60 процентов американского рынка авиаперевозок.
Если поверить топ-менеджерам American Airlines и списать все убытки на дорогое топливо, несговорчивых пилотов и всевозможные форсмажорные обстоятельства, то будущее перевозчика зависит в основном от действий руководства. Навряд ли рыночная конъюнктура поможет компании восстановиться. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), авиационное топливо по-прежнему будет дорожать. Есть, правда, и положительный момент - 6-процентный рост пассажироперевозок за первые семь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Мировую авиационную отрасль ждет нелегкое будущее. В 2010 году перевозчики заработали 16 миллиардов долларов. За год до этого, когда мировая экономика оказалась в состоянии финансового кризиса, убытки компаний составили 9,4 миллиарда долларов. Прогноз на этот год IATA меняла два раза и в итоге остановилась на цифре в 6,9 миллиарда долларов. В 2012 году ассоциация обещает компаниям и того меньше - 4,9 миллиарда долларов. Если принять во внимание последствия долгового кризиса в Европе и споров по дефициту бюджета и госдолгу в США, то даже такой прогноз представляется излишне оптимистичным.