Правительство Японии впервые за 44 года пересмотрело законодательный запрет на военный экспорт, значительно ослабив его действие. Теперь японские компании смогут принимать участие в международных программах разработки военной техники и продавать за рубеж собственную продукцию. Речь идет о создании европейской части американской системы противоракетной обороны и разработке истребителя F-35 Lightning II, в угоду которым и было ослаблено действие многолетнего экспортного эмбарго.
Запрет на военный экспорт, состоящий из трех правил, действовал в Японии с 1967 года. Три правила заключались в следующем: японские оборонные предприятия не имели права продавать военную продукцию странам с коммунистическим режимом, участвующим в международных вооруженных конфликтах государствам и странам, в отношении которых действуют санкции ООН. В 1976 году три правила стали одним - правительство Японии полностью запретило какой-либо военный экспорт. Правда, исключения все же были сделаны. В частности, японские предприятия могли продавать США ракетные двигатели и участвовать в разработке противоракет.
Лоббированием пересмотра запрета на военный экспорт в самой Японии занимались компании Mitsubishi Heavy Industries, Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries - три крупнейших оборонных предприятия страны. Они занимаются производством целого спектра военной продукции, включая береговые патрульные самолеты Kawasaki XP-1, основные боевые танки Type 90, самоходные гаубицы Type 99, бронемашины Komatsu LAV и зенитные ракетные комплексы Type 03.
Из-за запрета, к слову, в 2010 году совместная американо-японская разработка противоракеты SM-3 Block IIA зашла в тупик, а сама программа оказалась на грани закрытия. Япония должна была поставлять для SM-3 ракетные двигатели, а также разработать программное обеспечение, значительно улучшающее работу корабельной системы противоракетной обороны Aegis, в состав которой и планируется включить SM-3. Камнем преткновения стало намерение США экспортировать противоракеты в Европу для создания там ЕвроПРО. Япония высказалась резко против таких планов, потребовав от Вашингтона согласования любых сделок по поставке технологии третьим странам.
Совместный американо-японский проект стартовал в 2004 году, а исследования в рамках программы проводились в 2006-2009 годах. Согласно планам, непосредственно работа над проектом должна была начаться в 2010 году и продолжаться около шести лет. Общий объем нереализованного финансирования программы оценивался в 9,2 миллиарда иен (118,3 миллиона долларов). Согласно двустороннему договору, использовать все технологии, созданные в рамках проекта имели право только Япония и США. В октябре 2009 года Роберт Гейтс, занимавший тогда должность министра обороны США, обратился к своему японскому коллеге Тосими Китадзава с просьбой смягчить экспортное эмбарго, чтобы получить возможность поставлять SM-3 в Европу.
Первая попытка смягчить запрет на военный экспорт была предпринята весной 2010 года, когда правительство Японии создало рабочую группу по разработке новых экспортных правил. Впрочем, в декабре 2010 года эта инициатива завершилась полным провалом - власти заблокировали изменение экспортного закона, чтобы получить поддержку Социал-демократической партии Японии, выступавшей резко против снятия запрета на военные продажи. Поддержка этой партии позволила парламенту принять государственный бюджет на 2011 год.
Впрочем, в декабре 2011 года Япония все же смягчила экспортное эмбарго. 27 декабря правительство страны объявило, что пересмотрело запрет. Теперь японские компании имеют право участвовать в международных проектах разработки и производства вооружений и военной техники совместно с США, Австралией, Южной Кореей и странами НАТО. Кроме того, предприятия смогут поставлять военную технику другим странам, если она будет использоваться ими в гуманитарных миссиях, например, поисково-спасательных операциях или доставке провизии в районы бедствия. "Это означает, что Япония теперь сможет более активно принимать участие в международных миротворческих миссиях, борьбе с терроризмом и пиратством", - заявил министр иностранных дел Японии Коитиро Гемба.
Причиной смягчения запрета стало намерение правительства Японии снизить нагрузку на военный бюджет и поднять уровень технического развития национальных оборонных компаний. Некоторые эксперты полагают, что немаловажную роль в принятии такого решения сыграло намерение Японии закупить для ВВС 42 истребителя F-35A Lightning II производства американской компании Lockheed Martin. Американский истребитель был выбран 20 декабря 2011 года по итогам тендера, проводившегося с апреля. По условиям сделки с Lockheed Martin, Япония сможет организовать финишную сборку F-35 на своей территории, а также принять участие в программе разработки боевого самолета.
Благодаря такому приобретению, Япония получит сразу несколько бонусов. Во-первых, участвуя в проекте страна фактически будет продавать собственные знания и технологии, а это означает стабильный и длительный приток средств в разбалансированный государственный бюджет страны. Согласно прогнозу, к марту 2012 года госдолг Японии превысит отметку в квадриллион иен (13 триллионов долларов). Во-вторых, организация финишной сборки и производства ряда компонентов F-35 на территории Японии означает создание дополнительных рабочих мест и снова приток средств в госбюджет от реализации продукции японских предприятий в рамках программы F-35. Ведь эти самолеты будут поставляться не только в Японию и США, но и Великобритании, Норвегии, Канаде, Австралии, Израилю, Турции и ряду других стран.
Наконец, благодаря участию в программе F-35 японские предприятия смогут получить доступ к ряду американских технологий, которые планируется использовать в перспективном истребителе. С учетом намерения министерства обороны Японии разработать собственный истребитель пятого поколения ATD-X, такое сотрудничество с США будет очень выгодным. Япония также сможет самостоятельно обслуживать и ремонтировать купленные F-35. Теоретически, хотя об этом не говорится официально, наличие мощностей по обслуживанию самолетов позволит Японии открыть сервисный центр F-35 и ремонтировать такие истребители, стоящие на вооружении других стран, например, Австралии.
Пересмотр экспортных правил откроет дорогу и поставкам противоракет в Европу. Теперь США без необходимости долгих и трудных согласований с Японией смогут поставлять противоракеты SM-3 европейским государствам.
Фактически, ослабление экспортного запрета состоялось до официального объявления о его пересмотре. В середине ноября 2011 года правительство Японии выдало национальной компании ShinMaywa разрешение на участие в индийском тендере на поставку самолетов-амфибий. Этот тендер проводится министерством обороны Индии в интересах национальных ВМС. Япония намерена предложить на тендер гидросамолет SS-3I. В индийском конкурсе японская компания будет конкурировать с самолетами канадской Bombardier и российской ТАНТК имени Бериева.
В целом можно сказать, что пацифистская Япония сделала первый шаг в сторону милитаризации. На протяжении последних нескольких лет в стране рассматривается вопрос о вынесении на референдум возможности отмены девятой статьи конституции, принятой в 1947 году. Эта статья запрещает стране иметь собственные вооруженные силы. Только в 2006 году в нее были внесены изменения, наделившие японские Силы самообороны статусом военной организации и позволившие создать министерство обороны. Очередным логичным шагом станет полная отмена девятой статьи, что позволит Японии участвовать в международных миротворческих миссиях.