10 января корпорация Google "персонализировала" свой поиск. Если раньше за заявлениями о том, что тот или иной сервис интернет-гиганта стал "социальнее", скрывалось появление очередной маленькой кнопочки, то в этот раз изменения оказались довольно существенными. Настолько существенными, что вызвали протесты не только консервативных пользователей (тех, которые всегда недовольны), но и популярнейшего сервиса микроблогов Twitter.
Нововведения заключаются в том, что в поисковую выдачу вошедшего в свой аккаунт пользователя добавили результаты из социальной сети Google+. При этом связанные с его профилем или "френдами" ссылки выносятся на первую страницу. Так человек получает что-то вроде совета от знакомых людей, какая ссылка заслуживает внимания.
Однако генеральный советник Twitter Алекс Макгилливрей (Alex Macgillivray) ввод подобной "персонализации" назвал "плохим днем для интернета". Позже уже сам сервис микроблогов разослал письмо, в котором объяснил, в чем заключается опасность нововведения. Основная претензия заключается в том, что ссылки на записи и профили пользователей, раньше всех рассказывающих о происшествиях, теперь могут оказаться где-то в нижней части поисковой выдачи. А значит, ищущим актуальную информацию будет труднее до нее добраться.
Google такими заявлениями был, как пишет компания, "несколько удивлен". Интернет-гиганта можно понять: летом 2011 года Twitter сам разорвал сотрудничество с Google, которое позволяло пользователям находить в поисковике свежие записи. И теперь не совсем ясно, почему сервис микроблогов вдруг обеспокоился из-за потенциального отсутствия в Google актуальной информации.
Со ссылками на профили пользователей претензия понятнее. Действительно, "традиционный" поиск Google находит и предлагает релевантные Twitter-аккаунты в числе первых результатов, тогда как "персонализация" зачастую "вытаскивает" наверх ссылки на соответствующие профили в Google+.
Еще в конце декабря на Google пожаловались представители туристической индустрии за то, что компания на некоторые запросы начала предлагать ссылку на свой сервис по поиску авиабилетов. Причем такая ссылка располагалась сразу под строкой поиска, выше других материалов, что, по понятным причинам, не устроило тех, к кому значительная часть аудитории приходит как раз через поиск.
Конечно, любой подобный способ "продвижения" собственных сервисов у фактического монополиста среди поисковиков будет восприниматься другими компаниями болезненно. Но стоит помнить, что изменения в поисковый алгоритм закладываются не для удовлетворения интересов посторонних сайтов, а для улучшения search experience собственных пользователей. И с этой точки зрения все выглядит вроде как прилично: хочешь, пользуйся "персонализированным" поиском, хочешь, переключись на "классику".
Однако нашлись и такие критики, которые вступились за приватность пользовательских данных. Центр по конфиденциальности электронных данных (EPIC) заявил, что пользователю Google+ не предоставили возможности запретить поисковику доступ к своему профилю. При этом организация признает, что результаты поиска может увидеть только владелец аккаунта, но не исключает возможности иска против интернет-гиганта.
Интересно, что разработчики Google, наоборот, намекают на то, что социальным сетям Facebook и Twitter неплохо бы открыться для поисковика. Раньше уже существовал сервис Realtime Search по поиску в режиме реального времени по соцсетям и блогам, однако, как уже говорилось выше, летом 2011 года Twitter решил, что справится с поиском сам.
Говоря о претензиях к новому поиску, нельзя пройти мимо предположения TechCrunch об "истинном" умысле Google. Автор статьи считает, что интернет-гигант хочет насолить Facebook накануне его выхода на IPO.
Обосновывается это тем, что детище Марка Цукерберга использует в качестве поискового механизма Bing, конкурента Google от Microsoft. При этом соцсеть предоставляет поисковику некоторую специфичную информацию, вроде сведений о "лайках" пользователей. А шум вокруг поиска в Google и Google+ заставит власти США в лице Федеральной торговой комиссии (FTC) расследовать доступность соцсетей для поисковиков и - вуаля - в сотый раз наказать Facebook за собственническое отношение к пользовательским данным.
Такой ход кажется излишне коварным для "Корпорации добра", хотя Facebook, безусловно, остается лакомым, но недоступным куском для поискового гиганта. Но пока нововведение смотрится максимум еще одной попыткой популяризации собственной социальной сети. Показ релевантных профилей из Google+ в отдельной колонке даже для тех, у кого не включен "персональный" поиск, наводит на те же мысли.
Но раз нам оставили возможность выбирать, будет ли поиск "новым" или "старым", так ли важно, какие неудобства испытывают сервисы, которые сами стараются по-максимуму закрыться от щупалец Google? Кажется, кому-то придется подстраиваться под новые правила игры: отсутствие движения все еще означает движение назад.