В последние дни сразу два крупных и уважаемых британских издания решили регламентировать отношения своих журналистов с "новыми медиа". Sky News, а вслед за ним и "Би-би-си" опубликовали свод правил работы сотрудников с Twitter. Действия обеих редакций направлены на борьбу с конкурентами в микроблогах, однако избранными методами руководители изданий рискуют добиться обратных результатов.
Четыре заповеди Sky News
Первым ограничить свободу своих журналистов в микроблогах решился новостной телеканал Sky News. 7 февраля руководство распространило среди своих сотрудников письмо, в котором предписывалось:
- Не ретвитить под рабочим аккаунтом сообщения пользователей, которые не работают на канале
- Не отправлять экстренные новости в микроблог, не сообщив о них сперва в новостную редакцию
- Не писать сообщения на тему, которой журналист не занимается сам
- Не отправлять сообщений, не относящихся к работе
В руководстве Sky News эти решения объяснили стремлением к точности и единообразию. В письме отмечалось, что информация, отправленная в микроблог кем-то другим, может оказаться непроверенной. Кроме того, вся продукция издания на всех доступных платформах должна подвергаться надлежащему редакционному контролю. Источником всей продукции должны быть новостные редакции Sky News.
![Твиттер срочных новостей от Sky News](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Твиттер срочных новостей от Sky News
Lenta.ru
На следующий день новое руководство по работе с микроблогами было опубликовано для сотрудников вещательной корпорации "Би-би-си". В отличие от Sky News, никаких ограничений по использованию рабочих аккаунтов новые правила не накладывают, однако руководство также предписывает журналистам сперва сообщать экстренные новости в редакцию, а уж потом - в микроблоги.
Это распоряжение объяснили не стремлением к единообразию, а тем, что задача "Би-би-си" - оперативно информировать о происходящем всю свою аудиторию, а не только аудиторию своего "Твиттера". Правда, уже 9 февраля руководство корпорации было вынуждено опубликовать дополнение к новым правилам. В нем, в частности, говорилось: "Цель этих инструкций не в том, чтобы запретить журналистам публиковать экстренные сообщения в Twitter. Суть в том, чтобы информация оперативно сообщалась всем подразделениям, включая Twitter, другие социальные сети, сайт, теле- и радиоканалы. В большинстве случаев речь идет о задержке в несколько секунд".
Нововведения были приняты в штыки - как пользователями "Твиттера" (достаточно почитать отзывы по хештегам #skynews и #bbc), так и журналистами обоих изданий. По крайней мере, The Guardian со ссылкой на источники в Sky News пишет о "шоке и смятении", царящих в редакции. О настроениях вокруг "Би-би-си" можно судить хотя бы по тому, с какой скоростью руководство распространило разъяснения к новым правилам.
Не совсем понятно, какие санкции будут применяться в отношении журналистов, нарушивших правила. Кроме того, количество официальных твиттер-аккаунтов сотрудников Sky News и "Би-би-си" исчисляется десятками, и уследить за всеми довольно нелегко. Но самое главное - совсем не факт, что из ужесточения правил работы с редакционными аккаунтами в Twitter выйдет что-нибудь путное. Скорее, получится наоборот.
Новое СМИ
Twitter появился почти шесть лет назад, но долгое время существовал не только вне правового, но даже вне смыслового поля: поначалу мало кто понимал, что делать с сервисом, который вроде бы и блог, но ограничивает длину поста 140-значным сообщением. Потенциал платформы раскрывался постепенно - Twitter начали использовать для ведения трансляций с различных мероприятий, для того, чтобы следить за происходящим в головах знаменитостей (с этой задачей журналам о жизни звезд справиться так и не удалось), наконец, для общения.
За пару лет новый сервис вошел в моду и зажил жизнью более полной, однако от СМИ все еще совершенно автономной. Спецификой Twitter всегда был резкий рост активности пользователей на фоне важных событий: стихийных бедствий, общественных волнений или спортивных мероприятий (рекорд по количеству сообщений в минуту сейчас принадлежит финальному матчу чемпионата мира по женскому футболу между сборными США и Японии в июле 2011 года). Однако мировые медиа смогли по достоинству оценить информационные возможности микроблогов только в 2009 - 2010 годах.
![Твиттер срочных новостей от BBC News](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Твиттер срочных новостей от BBC News
Lenta.ru
Вехой в истории Twitter как средства массовой информации считается судебный процесс над американцем Стивеном Хэйесом. В 2007 году он совершил в штате Коннектикут тройное убийство. К сентябрю 2010 года дело дошло до открытого суда, за которым следило полстраны. Телекамеры и микрофоны в зал заседания допущены не были, однако судья позволил журналистам пользоваться телефонами и компьютерами для отправки текстовых сообщений, и Twitter стал главным инструментом, через который общество (одновременно с редакторами новостных изданий) узнавало о ходе процесса.
К 2011 году многие крупнейшие СМИ обзавелись аккаунтами на Twitter. Однако, по результатам исследования, опубликованного в ноябре 2011 года в рамках проекта "Совершенство в журналистике" (Project for Excellence in Journalism), в 93 процентах случаев микроблоги используются новостными изданиями для того, чтобы публиковать ссылки на свои сайты.
Очевидные исключения - уже упоминавшиеся чрезвычайные происшествия. Во время терактов, стихийных бедствий, восстаний и войн, которыми были богаты последние полтора года, многие издания превратили свои аккаунты в Twitter из рсс-фидов со ссылками на собственные сайты в самостоятельные информационные ленты. Если на площади Тахрир происходило что-то важное, то весь мир через несколько минут узнавал об этом из "твиттера" "Аль-Джазиры", "Би-Би-Си" и CNN, так что заходить на их сайты было уже не нужно.
Видимо, именно во время "арабской весны" окончательно укоренилась традиция "сливать" экстренные сообщения в микроблоги. После того как аккаунты в Twitter завели даже информагентства, и новости с пометкой "молния" начали появляться в микроблоге Reuters быстрее, чем на их же закрытой ленте, за подписку на которую, кстати, издания должны платить, Twitter окончательно уравнял в возможностях новостных редакторов и обычных пользователей, превратившись в самое демократичное СМИ на планете.
За что боролись
С этим демократизмом, видимо, и решили бороться в Sky News и "Би-Би-Си". Вот только чего добьются их руководители? Очевидно, издания увидели в Twitter конкурента и решили как-то повлиять на ситуацию. Однако в этом случае стратегия выбрана, мягко говоря, парадоксальная. По сути, руководители Sky News и "Би-Би-Си" сами выполняют работу конкурентов, ограничивая собственное присутствие в Twitter. Все их старания приведут к тому, что новости подписчики будут узнавать из других мест, ведь на площадке, где главное - оперативность и удобство, никто не будет ждать, пока то или иное издание опубликует свое "редакционно проверенное" сообщение.
То же самое относится к пункту "не ретвитить конкурентов". Издание, стремящееся привлечь аудиторию Twitter, должно понимать, что его задача - сделать так, чтобы пользователю было удобно. Если, например, @lentaruofficial перепостит важное сообщение @kmrsFM, она не только не навредит редакции, но даже поможет. Читателю более или менее все равно, кто первым отправил твит. Важно, чтобы новость как можно быстрее оказалась в его ленте.
Из этого следует, что в конечном счете наибольшим успехом в Twitter будет пользоваться то издание, чей микроблог окажется наиболее наполненным - как за счет собственных сообщений, так и за счет ретвитов коллег. Только такой "твиттер" может справиться со своей основной задачей: привлечь на сайт издания новую аудиторию.
Из четырех "заповедей" Sky News в какой-то мере оправданной выглядит только одна - та, которая касается запрета на сообщения, не относящиеся к профессиональной деятельности журналиста. Здесь редакционная политика действительно может быть уместной, и каждое издание вольно определять формат собственного микроблога. Однако вопрос об эффективности и тут остается открытым: большинству пользователей куда интереснее читать живой и веселый "твиттер" (в тех случаях, разумеется, когда веселье уместно), чем сухую ленту из заголовков и ссылок.
Вообще "уместность" - ключевое понятие для редакционного микроблога. Хочется верить, что ведущие официальных "твиттеров" авторитетных изданий - во-первых, взрослые люди и, во-вторых - профессиональные журналисты. Которые должны понимать, что существуют, например, эксклюзивные материалы, информационное эмбарго и неуместные шутки - и во всех этих случаях не стоит бездумно твитить. Непрофессионализм в редакционном микроблоге, разумеется, нужно пресекать. Например, как раз 8 февраля CNN отстранило от работы Роланда Мартина, который во время твиттер-трансляции с Супербоула позволил себе ряд гомофобских высказываний. Однако насаждение тотального редакционного контроля едва ли является адекватным решением проблемы.