За годы существования "Оскара" хотя бы одну статуэтку получили 1170 фильмов. В престижнейшей (и одной из старейших) категорий "Лучший фильм" награда была вручена 83 картинам. Но будем честны, многие ли могут вспомнить, не заглядывая в Википедию, что в 1941 году главной награды Американской киноакадемии удостоился фильм о валлийских шахтерах "Как зелена была моя долина"? Так что ограничимся последними 30 годами.
Из этих трех десятков фильмов "Лента.ру" выбрала десять таких, которые хочется пересматривать не по одному разу. Сортировка хронологическая и никак не связана с тем, сколько раз мы предлагаем читателям пересмотреть эти фильмы.
"Амадей" (1984). Режиссеру Милошу Форману и сценаристу Питеру Шефферу удалось что-то невероятное: убедительно показать мир одного (зато, пожалуй, самого известного в истории) гения. Их Моцарт - вариация на тему Моцарта пушкинского (Шеффер вдохновлялся "маленькой трагедией" "Моцарт и Сальери" и основанной на ней оперой Римского-Корсакова), который не только рассуждал про гений и злодейство, но и помирал со смеху над тем, как "маляр негодный... пачкает Мадонну Рафаэля", - неприятный, несдержанный, иногда совсем мерзкий гениальный мальчишка. Самое удивительное в этом фильме - то, как органично в нем звучит музыка самого Моцарта, и то, как просто и элегантно показан процесс ее сочинения.
"Последний император" (1987). Фильм Бернардо Бертолуччи - это масштабное, яркое и красивое кино о том, что совершенно не важно, правишь ты огромной империей или оказываешься марионеткой в чужих руках, во дворце ты или в тюрьме, император ты или простой садовник - лишь сохраняй собственное достоинство. Величайшее достижение для исторического кино: финал заранее известен, но все равно до последней минуты экранного времени сохраняется наивная надежда, что добро в конце концов победит.
"Шофер мисс Дэйзи" (1989) В этом фильме прекрасно все: бесконечно трогательный сюжет, великолепная драматургия Альфреда Ури с виртуозно отточенными диалогами, мастерская сдержанная режиссура Брюса Бересфорда, тщательное воссоздание атмосферы пригородной Америки середины ХХ века художниками и оператором и актерская игра Джессики Тенди и Моргана Фримана, для которой эпитетов еще не придумано.
"Список Шиндлера" (1993). Это один из главных фильмов о Холокосте и один из главных фильмов Стивена Спилберга. Главный герой картины не вызывает восторженных эмоций, но благодаря мастерству Спилберга и его команды к концу фильма Оскару Шиндлеру прощаешь все. С одной стороны, этот фильм непросто пересматривать - там есть сцены, которые при повторном просмотре производят более тяжелое впечатление, чем при первом. Но ради того, чтобы увидеть, как прототипы главных героев, по еврейской традиции, несут камешки на могилу Шиндлера, их стоит перетерпеть.
"Форрест Гамп" (1994) Наблюдать за тем, как герой Тома Хэнкса раз за разом оказывается, так сказать, внесценическим персонажем американской истории второй половины XX века, можно бесконечно. В этой картине, ничуть не менее фантастичной, чем, например, "Властелин колец", есть и настоящая любовь, которую герой пронес через всю жизнь, и верность, и просто смешные и грустные эпизоды. Но главное в этом фильме, конечно, трогательная прямота, с которой главный герой подходит к разным жизненным ситуациям. Этого в жизни так не хватает.
"Храброе сердце" (1995). Герой средневековых войн за независимость Шотландии Уильям Уоллас - это одна из лучших ролей Мэла Гибсона. Его Уоллас - истинный герой без страха и упрека, окруженный каким-то невероятным количеством предателей и слабаков. И хотя заранее известно, чем там кончится дело, каждый раз, пересматривая этот фильм, в известный момент хочется хоть про себе прокричать: "Свобода!"
"Влюбленный Шекспир" (1998). Сказать, что вручение "Оскара" в номинации "Лучший фильм" этой картине вызвало бурю негодования, - не сказать ничего. "Влюбленный Шекспир" в самой престижной номинации обошел и "Тонкую красную линию" Терренса Малика, и "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга. Пересматривать его хочется за искрометную игру Джозефа Файнса, Гвинет Пэлтроу, Джеффри Раша, мельком появляющегося в фильме Бена Аффлека и, конечно же, Колина Ферта с дурацкой бородкой. Отдельный восторг вызывают разного рода забавные детали вроде несостоявшейся комедии "Ромео и Этель, дочь пирата".
"Красота по-американски" (1999). Этот удивительный фильм, начинающийся с сообщения, что его главный герой скоро умрет, играючи перебирает темы кризиса среднего возраста, детско-родительских отношений, подросткового насилия, секса, синдрома Лолиты, гомосексуализма, наркомании и бог знает чего еще. Казалось бы, должна была получиться отборная чернуха. Но "Красоту по-американски" стоит пересмотреть не один раз, чтобы попробовать понять, как режиссеру Сэму Мендесу удалось сделать из всего этого очень жизнеутверждающее кино.
"Игры разума" (2001). Рассел Кроу был неочевидным выбором на главную роль в этом фильме, но убедительность, с которой он сыграл гениальность и безумие Джона Нэша, развеяла все сомнения. Казалось бы, это классический пример фильма, построенного на одном до изумления неожиданном повороте сюжета, и когда этот поворот известен - смотреть кино по-новой становится неинтересно. Однако режиссер Рон Ховард и сценарист Акива Голдсман так виртуозно построили фильм, что в реальность происходящего с Нэшем веришь даже тогда, когда уже знаешь, что это лишь игры его разума.
"Властелин колец" (2003). Последний фильм кинотрилогии Питера Джексона по произведению Джона Р.Р. Толкина был прямо-таки осыпан "Оскарами", но пересматривать надо, конечно, все три фильма подряд. Только после слезоточивой сцены гибели Боромира, грандиозной битвы за Хельмову Падь, протяжных эльфийских песен, отчаянной борьбы доброго и злого начала в душе Горлума, неисчислимых страданий и прочувствованных монологов героев в полной мере проникаешься щемящим восторгом предпоследнего эпизода, когда весь Гондор во главе с новообретенным королем преклоняет колено перед четырьмя мохнатоногими полуросликами.