Американская киноакадемия может выдвинуть на "Оскар" в основной номинации "Лучший фильм" десять картин, однако в 2011 году такого числа претендентов не нашлось. На награду были номинированы девять кинолент. "Лента.ру" составила краткий обзор номинантов, а также попыталась оценить шансы каждой из картин на успех.
Хранитель времени (Hugo)
Режиссер: Мартин Скорсезе
Количество номинаций: 11
Шансы на победу: высокие
"Хранитель времени" - экранизация детской книги Брайана Селзника, первая картина Скорсезе, снятая в формате 3D. Главный герой литературного первоисточника и фильма - сирота Хьюго, живущий на железнодорожном вокзале и присматривающий за механизмом огромных станционных часов. В свободное время ребенок подворовывает всякую мелочь из вокзальной лавки с игрушками. Шестеренки и прочие запчасти нужны мальчику для того, чтобы отремонтировать оставшегося в наследство от отца механического человека. Со временем выясняется, что лавкой заведует сам Жорж Мельес, можно сказать - прадед всех современных фантастических фильмов, изобретатель спецэффектов, создатель знаменитой ленты "Путешествие на Луну".
Лента Мартина Скорсезе уже успела собрать ряд престижных премий, включая пару наград Британской киноакадемии (правда, обе в технических номинациях) и "Золотой глобус" за режиссуру. Надо отметить, что Американская киноакадемия полностью проигнорировала предыдущую работу Скорсезе - вышедший в начале 2010 года триллер "Остров проклятых". Теперь академики, кажется, попытались загладить вину перед режиссером, выдвинув "Хранителя времени" сразу на 11 "Оскаров". Есть вероятность, что ленту признают главным фильмом года - хотя бы ради того, чтобы отметить заслуги Скорсезе в области кинематографа.
Артист (The Artist)
Режиссер: Мишель Хазанавичус
Количество номинаций: 10
Шансы на победу: высокие
Французский режиссер Хазанавичус снял стилизацию под немые голливудские мелодрамы 1920-х годов. "Артист" - черно-белый фильм, почти полностью лишенный диалогов. Речь в картине идет о звезде немого кинематографа Джордже Валентине и начинающей актрисе Пеппи Миллер. Валентин, пик популярности которого остался позади, живет прошлым. Миллер же, напротив, смотрит в будущее и радуется переменам. Перемены же заключаются в первую очередь в том, что на смену немому кино приходит звуковое.
"Артист" - это, с одной стороны, история успеха (а такие истории обычно приходятся по вкусу Американской киноакадемии), с другой стороны, фрагмент истории Голливуда, пересказанный в доступной и привлекательной форме. Как и "Хранитель времени", лента Хазанавичуса является лауреатом нескольких престижных наград - в частности, Жан Дюжарден, исполнитель роли Джорджа Валентина, получил за свою актерскую работу премию на кинофестивале в Каннах. Другими словами, "Артист" способен понравиться абсолютно всем - в том числе и киноакадемикам.
Человек, который изменил все (Moneyball)
Режиссер: Беннетт Миллер
Количество номинаций: 6
Шансы на победу: высокие
Фильм Беннетта Миллера основан на опубликованной в 2003 году книге Майкла Льюиса, а та, в свою очередь, являлась историей Билли Бина, менеджера Оклендской бейсбольной команды. Бин занял этот пост в 1998 году. Невзирая на весьма ограниченные финансовые ресурсы, он сумел создать вполне конкурентоспособную команду. Показателем качества работы Бина может считаться, например, тот факт, что в феврале 2012 года Оклендская бейсбольная команда продлила с ним договор до 2019 года.
Благодаря отличной актерской игре эта не самая увлекательная на первый взгляд история пришлась по душе даже тем зрителям, которым, в общем-то, плевать на бейсбол. (Исполнитель роли Бина Брэд Питт претендует на "Оскар" в номинации "Лучший актер"; Джона Хилл, знакомый прежде всего по кинокомедиям, может получить награду за мужскую роль второго плана.) В США же бейсбол является национальным видом спорта, так что Киноакадемия вряд ли сможет пройти мимо ленты Миллера. Кроме того, пометка на афише "Фильм основан на реальных событиях" в случае с "Оскаром" является скорее плюсом.
Потомки (The Descendants)
Режиссер: Александр Пэйн
Количество номинаций: 5
Шансы на победу: средние
"Потомки" - еще одна экранизация книги. На этот раз в качестве первоисточника использовался одноименный роман писательницы Кауи Харт Хеммингс. Речь в книге и фильме идет о Мэтте Кинге, юристе и землевладельце, проживающем на Гавайях. В результате несчастного случая его жена оказывается в коме. Врачи говорят, что она вряд ли оправится. Мэтту приходится заново строить отношения с двумя разновозрастными дочерьми (одной 10 лет, другой 17), соседями и знакомыми.
Несмотря на не самую жизнерадостную завязку, фильм Пэйна позиционируется как комедийная драма, или, как говорят в США, "драмеди". Киноакадемия, по всей видимости, считает, что представители этого жанра в большинстве своем слишком легковесны для "Оскаров". Иначе как объяснить, что последняя "драмеди", удостоившаяся награды, - это "Форрест Гамп"? Случилось это, напомним, еще в 1995 году.
Прислуга (The Help)
Режиссер: Тейт Тейлор
Количество номинаций: 4
Шансы на победу: средние
Снова экранизация, на этот раз - одноименного романа Кэтрин Стокетт. Основная тема книги - расовые разногласия в США в начале 1960-х годов. Главных героинь в "Прислуге" фактически три: чернокожие служанки Эйбилин и Минни и белая девушка Евгения "Скитер" Фелан, только что закончившая университет и мечтающая стать писательницей. В самом начале карьеры Евгения решается на непростой шаг - начинает писать книгу о чернокожих служанках, присматривающих за белыми детьми, но при этом лишенных многих прав (работа девушки, кстати, тоже носит название "Прислуга"). Книга, основанная на воспоминаниях Эйбилин, Минни и других женщин, в результате становится весьма популярной.
"Прислуга" - самая успешная с финансовой точки зрения лента из всех девяти картин, представленных в номинации "Лучший фильм". Только в США лента собрала около 170 миллионов долларов. Ни один из оставшихся основных номинантов не заработал и половину этой суммы. Коммерчески успешные фильмы в последнее время нечасто берут главные "Оскары" - видимо, Киноакадемия считает, что хорошие сборы сами по себе являются достаточной наградой.
Жутко громко и запредельно близко (Extremely Loud & Incredibly Close)
Режиссер: Стивен Долдри
Количество номинаций: 2
Шансы на победу: средние
Еще одна экранизация книги в списке основных номинантов на "Оскар". Первоисточник - одноименный роман Джонатана Сафрана Фоера, опубликованный в 2005 году. Главным героем картины является 10-летний мальчик Оскар, отец которого погиб в результате террористической атаки на Всемирный торговый центр. Однажды ребенок обнаруживает конверт с ключом и пометкой "Блэк". Оскар, считая, что этот конверт ему оставил отец, решает разгадать загадку ключа. Для этого ему необходимо встретиться со всеми жителями Нью-Йорка, которые носят фамилию Блэк.
Фильм "Жутко громко и запредельно близко" собрал довольно прохладные отзывы критиков и зрителей. Из всех основных номинантов именно у этой ленты - самые низкие рейтинги на различных сайтах-агрегаторах рецензий. Но Киноакадемия, видимо, рассматривает ленту как социально значимый проект. Стоит вспомнить, что изображения башен-близнецов относительно недавно предпочитали удалять даже из самых безобидных фильмов. Предполагается,что теперь кинематографисты нашли в себе силы не просто показать, но и осмыслить события, произошедшие 11 сентября 2001 года. Кроме того, в картине "Жутко громко и запредельно близко" снялись заслуженные актеры - включая оскароносных Тома Хэнкса и Сандру Буллок.
Древо жизни (The Tree of Life)
Режиссер: Терренс Малик
Количество номинаций: 3
Шансы на победу: низкие
При том, что в период с 1969 по 2005 год Малик снял всего четыре полнометражки, он сумел получить статус Большого Американского Режиссера. "Древо жизни", соответственно, стало большим фильмом большого режиссера. Малик решил высказаться в буквальном смысле обо всем. Картина вроде как является немногословной драмой, рассказывающей об отношениях между сыновьями и родителями. Однако в эту драму Малик умудрился добавить рассуждения о боге, первобытный бульон, динозавров и угасание звезд.
Премьера "Древа жизни" несколько раз откладывалась и наконец-то состоялась в мае 2011 года на кинофестивале в Каннах. Отзывы посетителей мероприятия о фильме были противоречивыми - некоторые зрители сочли, что, рассказывая сразу обо всем, Малик скатился в словоблудие. Все, впрочем, сходились на том, что фильм получился красивым - просто некоторым картина также еще показалась напыщенной и пустой. Тем не менее, "Древу жизни" досталась "Золотая пальмовая ветвь". Существует точка зрения, что фильмы, удостоившиеся главной награды в Каннах, обычно не получают "Оскаров". За всю историю только две ленты были отмечены обеими премиями сразу - это картины "Потерянный уикенд" 1945 года и "Марти" 1955 года.
Полночь в Париже (Midnight in Paris)
Режиссер: Вуди Аллен
Количество номинаций: 4
Шансы на победу: низкие
Гил Пендер - достаточно преуспевающий голливудский сценарист, однако сам он не удовлетворен своей карьерой. Гил считает, что способен на большее, и работает над своим дебютным романом. А еще он собирается вступить в брак с блондинкой Инез и едет с ней и ее семьей в предсвадебное путешествие в Париж. Гил считает, что столица Франции вдохновит его на литературные подвиги. Париж оказывается гораздо прекрасней, чем Пендер мог представить. Начать хотя бы с того, что Гил в этом городе получает возможность переместиться в прошлое и познакомиться с Сальвадором Дали, Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, Пабло Пикассо, Эрнестом Хемингуэем и другими знаменитыми личностями. Кроме того, в Париже 1920 годов Гила поджидает красавица Адриана, в которую писатель по уши влюбляется.
Проблема фильма "Полночь в Париже" заключается в том, что он состоит преимущественно из штампов. Встреченные Гилом знаменитости меньше всего похожи на живых людей, они - эдакие одномерные статьи из "Википедии" (и даже в большинстве своем не такие развернутые). Хемингуэй резок и мужествен, супруга Фицджеральда истерична, Дали разговаривает исключительно о носорогах. Впрочем, Киноакадемию такой одномерностью вряд ли отпугнешь. Другое дело, что Аллен снимает довольно много ("Полночь" - 41-я лента режиссера), на "Оскары" его фильмы выдвигают часто, однако удостаиваются наград они редко. Сам Аллен, в свою очередь, предпочитает не посещать оскаровскую церемонию - даже тогда, когда его картинам все-таки что-то достается.
Боевой конь (War Horse)
Режиссер: Стивен Спилберг
Количество номинаций: 6
Шансы на победу: низкие
Новый фильм Спилберга - история дружбы английского подростка Альберта и коня Джоуи. В связи со стесненными финансовыми обстоятельствами Тед, отец Альберта, продает коня военным. Тут как раз начинается Первая мировая война, и Джоуи отправляется воевать во Францию и попадает в плен к немцам. Альберт также вступает в ряды вооруженных сил, однако воссоединиться с другом ему удастся только после завершения войны.
При всем уважении к Спилбергу, "Боевой конь" - это в каком-то смысле лента-довесок в номинации "Лучший фильм". Даже критики, выставляющие картине высокие баллы, сходятся на том, что это не лучшая работа режиссера. Спилберг в 2011 году выпустил две ленты (нарисованные на компьютере "Приключения Тинтина" вышли в прокат чуть раньше "Боевого коня"). Киноакадемия, видимо,просто не могла пройти мимо этого факта. Тем не менее, рядом с такими тяжеловесами, как "Человек, который изменил все", "Хранитель времени" и "Артист", шансы "Боевого коня" на победу кажутся невысокими.