Среда обитания

Попытка номер два Москва позвала американцев в гостиничную отрасль

Сергей Собянин впервые после своего назначения на пост мэра Москвы провел встречу с американскими инвесторами. В ходе дискуссии градоначальник предложил компаниям из США активно вкладывать средства в различные отрасли городского хозяйства, в частности, в гостиничную индустрию, напомнив о грядущих торгах по продаже отеля "Метрополь". Это уже вторая попытка привлечь американских бизнесменов к развитию туристического хозяйства столицы. Первый опыт закончился неудачно, после того как из проекта по созданию "Гостиничной компании" вышел парфюмерный магнат Рональд Лаудер.
Продажа С предложением активнее инвестировать деньги в развитие индустрии отдыха, досуга и туризма Собянин выступил на встрече с членами американской торговой палаты в России.
Мэр отметил, что на долю Москвы в 2011 году из общего объема российско-американского товарооборота пришлось 20 процентов (7 миллиардов долларов), но в списке иностранных инвесторов США находятся лишь на 10-м месте. По его словам, нужно убрать "существующие препятствия к взаимному сотрудничеству и развитию". "Город уже создает простые и понятные условия для ведения бизнеса", - подчеркнул он. Градоначальник сказал, что город приветствует любые инвестиции в экономику города, но отдельно Собянин упомянул гостиничный бизнес. В частности, он напомнил про предстоящий аукцион по продаже здания отеля "Метрополь" - одного из последних знаковых гостиничных гостиничных объектов Москвы, владельцем которого до сих пор является мэрия. Также, по данным, "Интерфакса", он отметил, что власти рассчитывают продать свою долю в гостинице "Radisson SAS Славянская" и акции "Гостиничной компании", которая контролирует ряд московских отелей.
О том, что власти намерены выставить историческое здание "Метрополя" на торги, стало известно в январе прошлого года. Изначально правительство планировало провести аукцион до конца 2011 года, а эксперты отмечали, что найти покупателя на трофейный объект, скорее всего, будет несложно. Однако мэрия столкнулась с непредвиденными трудностями. Как написала в августе газета "РБК daily", в ходе подготовки к приватизации власти обнаружили, что лишились 30 процентов акций компании "Совместное предприятие (СП) 'Метрополь'", которая до 2017 года арендует здание отеля и управляет им. Выяснилось, что размытую долю города консолидировали топ-менеджеры предприятия. К настоящему времени, по информации "Коммерсанта", городу удалось вернуть себе этот пакет и сейчас рассматривается возможность выставить его на продажу единым лотом вместе с гостиницей.
Теперь торги по продаже "Метрополя" мэрия планирует провести летом текущего года на площадке Российского аукционного дома. Общая площадь построенного в 1901 году памятника архитектуры, расположенного в Театральном проезде рядом с Красной площадью и Большим театром, составляет 39,3 тысячи квадратных метров. Стартовая цена пятизвездочного отеля на 363 номера с девятью банкетными залами и двумя ресторанами составит 8,7 миллиарда рублей. При этом аналитики отмечают, что гостиница плохо управляется и нуждается в реконструкции.
Претенденты Приглашение американских инвесторов к покупке "Метрополя" можно расценить как попытку расширить круг претендентов, повысив тем самым итоговую стоимость лота. В пользу этой версии говорит тот факт, что на объект уже нацелились несколько крупных российских предпринимателей. Так, в марте газета "Ведомости" сообщила о заинтересованности в гостинице структур сенатора Сулеймана Керимова и главы Бинбанка Микаила Шишханова. Издание не исключало, что в сделке бизнесмены выступят партнерами. Такой вариант развития событий действительно вероятен, поскольку Керимов и Шишханов, в частности, совместно владеют гостиницей "Москва".
Впрочем, глава Бинбанка вполне может замахнуться и на самостоятельную покупку "Метрополя". В последнее время братья Гуцериевы (Михаил и Саит-Салам) и их племянник Шишханов создают целую гостиничную империю. Помимо 49 процентов "Москвы" структурам семьи принадлежат отели "Националь" (куплен на торгах у мэрии в декабре 2011 года за 4,675 миллиарда рублей), "Hilton Moscow Ленинградская", Marriott, Holiday Inn, еще несколько гостиниц она контролирует через компанию "Моспромстрой". Кроме того, СМИ сообщали, что Шишханов заинтересован в покупке девелоперского бизнеса миллиардера Бориса Иванишвили (в него, в частности, входят отели InterContinental Moscow Tverskaya и "Люксъ отель" на Тверской).
В аукционе по "Метрополю" намерен поучаствовать и владелец гостиничной сети Azimut Hotels Александр Клячин. Предприниматель, судя по всему, также настроен весьма решительно. Как выяснил "Коммерсантъ", через топ-менеджеров подконтрольных ему компаний бизнесмен уже консолидировал более 50 процентов "СП 'Метрополь'", продумывает новую бизнес-стратегию отеля и вынашивает планы по его реконструкции.
Все идет к тому, что торги по "Метрополю" получатся жаркими и в результате острой конкуренции итоговая стоимость гостиницы может заметно превысить начальную. В то же время, никто из претендентов пока официально не подтвердил информацию об участии в аукционе, и нельзя исключать повторения ситуации с "Националем", проданным практически по стартовой цене.
Намек на возможность купить долю города в "Radisson SAS Славянская" на площади Европы выглядит и вовсе странно. Совладельцами гостинично-делового комплекс около Кивеского вокзала являются крупнейшие, по версии российского Forbes, рантье России - партнеры по бизнесу Год Нисанов и Зарах Илиев. При этом, по данным СМИ, предприниматели имеют право преимущественного выкупа доли города (50 процентов). Бизнес-тандем уже владеет гостиницей "Украина" и отелем "Союз" на Воробьевых горах, и, наверняка, не прочь увеличить свои активы.
Неудачная попытка Решение передать большую часть гостиничных активов в руки частных инвесторов столичное правительство приняло еще при Юрии Лужкове, однако полностью терять контроль над ними команда экс-мера не собиралась. В 2009 году было создано ОАО "Гостиничная компания" ("ГК"), на баланс которого предполагалось перевести "Националь", "Метрополь", "Москву", "Будапешт", проект на месте снесенной гостиницы "Россия" и ряд других элитных объектов.
Ранее, в 2005 году, мэрия уже пыталась запустить аналогичный проект под названием "Объединенная гостиничная компания". Сообщалось, что партнером города выступит Сулейман Керимов, который вложит около миллиарда долларов. Однако позднее бизнесмен предпочел не вкладываться в столь крупный лот, в состав которого входит ряд объектов с неясными перспективами.
Вскоре был найден другой инвестор для "Гостиничной компании" - компания Russia Real Estate Fund американского миллиардера Рональда Лаудера (консультировала магната связанная со структурами Сулеймана Керимова компания "Элтитьюд менеджмент"). Совладелец известной парфюмерно-косметической корпорации Estee Lauder должен был внести в капитал компании 31,7 миллиарда рублей и получить 51 процент ее акций (49 процентов осталось бы у мэрии). Однако в итоге магнат вложил всего около 5 миллиардов рублей и получил 15 процентов акций, а в апреле прошлого года принял решение вообще не участвовать в масштабном проекте. По словам участников рынка недвижимости, это было связано с тем, что город передумал отдавать "ГК" "Националь" и "Будапешт", а также не согласовал проект на месте "России".
Летом 2011 года власти выкупили у Russia Real Estate Fund пакет "ГК", сконцентрировав у себя 100 процентов акций. При этом схема развития гостиничного бизнеса столицы была кардинально изменена - крупные и знаковые активы, такие как "Националь" и "Метрополь", департамент имущества решил продавать по отдельности, а на баланс "Гостиничной компании" перевести 11 отелей категории 2-3-4 звезды и реализовать их на торгах единым лотом.
Перспектива привлечь к покупке гостиничных активов Москвы зарубежных инвесторов выглядит весьма туманно. Во-первых, крупные операторы предпочитают строить гостиницы "с нуля" или брать отели в управление. Во-вторых, на эти гостиничные активы претендуют и весьма солидные российские компании, которые готовы покупать знаковые объекты, но только не скопом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше