15 апреля, согласно установленным премьером Владимиром Путиным срокам, в правительство была направлена информация о партнерах, поставщиках и клиентах государственных компаний. Теперь чиновникам предстоит решить, что им делать со всеми этими данными. Пока к каким-либо заметным результатам, кроме неразберихи с документами, стартовавшая с громких отставок кампания по борьбе с коррупцией не привела.
В декабре 2011 года премьер-министр России, кандидат в президенты Владимир Путин раскритиковал работу государственного сектора в энергетике. Тогда он заявил, что почти половина топ-менеджеров энергетических госкомпаний оказалась связана с коммерческими структурами. Премьер отметил, что некоторые руководители "совсем оборзели" и потребовал проверок и наведения порядка.
Фактически премьер-министр запустил антикоррупционную кампанию не только в энергетических, но и в других государственных коммерческих структурах. Первый инструмент антикоррупционной борьбы стал известен сразу - правительство выпустило несколько поручений, обязывающих госкомпании до 15 апреля предоставить информацию о всех собственниках своих контрагентов. Таким образом государство планировало выяснить, какие чиновники связаны с частными структурами.
Кампания началась с увольнений в государственном секторе. Буквально через неделю после критики премьера стало известно, что восемь руководителей крупных государственных структур в электроэнергетике подали в отставку. Кадровые перестановки произошли в руководстве Федеральной сетевой компании, "Холдинга МРСК", "Тюменьэнерго", "Энергострима", "Гарантирующих поставщиков", Магистральных электрических сетей Урала, НП "Совет рынка" и "Системного оператора".
В конце декабря стало известно, что "Газпром" также покинули три высокопоставленных сотрудника. Таких кадровых перестановок в российской газовой монополии не было давно, но однозначно утверждать, что они были связаны именно с критикой премьера, нельзя. Вице-премьер Игорь Сечин в конце 2011 года докладывал Путину, что информация, связанная с топ-менеджерами в электроэнергетике, передана в правоохранительные органы и уже возбуждено несколько уголовных дел. Правда, дальнейшего публичного развития история с уголовными делами не получила.
СМИ отмечали, что люди, уволенные после вспышки премьерского гнева, не являются "тяжеловесами", не имеют значительного влияния и могут быть простыми "стрелочниками". Деловая пресса также обращала внимание, что за проверку ответственны сами чиновники, а не правоохранительные органы, поэтому массовых "посадок" ожидать не стоит.
Ворох ненужной бумаги
Эффективность массовой проверки собственников партнеров и поставщиков госкомпаний была поставлена под сомнение практически сразу. Во-первых, в результате подобной работы формируется огромный массив информации, большая часть которой вряд ли представляет интерес для проверяющих. То, что ответственные за мероприятие профильные министерства обладают необходимыми ресурсами для работы с таким огромным объемом данных, вызывало сомнения.
Кроме того, сами государственные компании не могли разобраться, кому нужно направлять запросы на получение информации, а кому нет. Так, все пассажиры "Российских железных дорог" могут считаться покупателями, а следовательно, проверяющие должны получить информацию и о них. В январе газета "Коммерсантъ" получила в распоряжение письмо вице-премьера Игоря Сечина, в котором чиновник требует не доводить до абсурда проверку государственных компаний. Согласно документу, госструктуры собирают излишнюю информацию.
Возникали вопросы и к законности раскрытия такой информации о бенефициарах. Пока российские законы не предписывают обязательного предоставления подобных сведений. Кроме того, мера, которую планировалось применять в отношении партнеров, сохраняющих в тайне имена своих собственников, - разрыв договоров - также является спорной с точки зрения закона. В большинстве случаев условия разрыва контракта оговорены в самом документе.
В числе противников мероприятий правительства оказалась, как ни странно, Федеральная антимонопольная служба. Так, ФАС признала неправомерным требование "Газпрома", выдвинутое Староосколькому районному потребительскому обществу, указать в дополнении к договору всех своих собственников. Через некоторое время в ведомстве признали, что своими требованиями госкомпании нарушают законодательство о конкуренции. Но привлечь их к ответственности невозможно, так как на правонарушения их толкает постановление правительства.
Тем не менее, государственные структуры официально и неофициально заверяли СМИ, что выполняют поручение правительства без нареканий, а их партнеры, даже офшорные, раскрывают своих бенефициаров. Контрагентам направлялись десятки и сотни тысяч писем. Запросы получили даже грузоотправители, пользующиеся услугами РЖД. В середине марта сообщалось, что разрывать договоры с контрагентами, не раскрывшими своих собственников, начали энергетики: компании "Росатом" и ФСК.
Но полученные результаты не устроили правительство. В марте 2012 года деловые СМИ сообщили, что Владимир Путин недоволен проведенными мероприятиями и требует повторить их снова. Претензии премьера касались как полноты предоставленной информации, так и ее достоверности.
Кроме того, Путин потребовал провести проверки по выявленным фактам сокрытия данных и "принять кадровые решения". В поручении, на которое ссылались СМИ, уточняется, что в числе скрывших информацию оказались все подконтрольные государству крупные энергокомпании, а также "Росатом", "Аэрофлот", РЖД, "Ростелеком", "Совкомфлот", "Транснефть" и "Газпром".
И другие методы
15 апреля собранная информация по контрагентам государственных компаний была передана в правительство. С тех пор прошла неделя, но отставок или уголовных дел пока не последовало. Возможно, результаты будут позже, так как если на сбор данных у госкомпаний ушло более трех месяцев, то и на их обработку проверяющим может потребоваться столько же времени, если не больше.
В то же время, в течение последнего времени власти анонсировали еще несколько шагов, которые также направлены на борьбу с коррупцией в государственных компаниях. Прежде всего, это инициированный президентом Дмитрием Медведевым законопроект о контроле за расходами чиновников, который коснется и топ-менеджмента государственных компаний.
Кроме того, Счетная палата заявила, что весной начнет проверку деятельности госкомпаний в офшорах. Также стало известно об аналогичной проверке со стороны СП в государственных банках. О результатах этих мероприятий еще не сообщалось.
В то же время, в конце января газете "Ведомости" удалось ознакомиться с результатами проверок Росфинмониторинга. Служба проверила 900 топ-менеджеров государственных энергокомпаний, и у 147 из них обнаружила нарушения. Чиновники отметили, что связи должностных лиц энергокомпаний с коммерческими структурами являются "недостаточно ясными, четкими и прозрачными", а в отдельных случаях - "сомнительными" и содержащими признаки конфликта интересов. Но кроме произошедших в конце декабря 2011 года, других громких отставок в энергетике не последовало.
Складывается впечатление, что после критики премьера в декабре борьбой с коррупцией в госкомпаниях занялись практически все ведомства. Но после пафосного начала кампания стала угасать. Действительно, "показательная порка" провинившихся энергетиков могла быть полезной кандидату в президенты Владимиру Путину для предвыборной борьбы. Но вот проверки, которые проводят чиновники, оказываются не очень эффективным инструментом. Прежде всего потому, что они проходят регулярно, а коррупция остается.