До 9 мая в Москве планируется раздать три миллиона георгиевских ленточек, давно ставших символом победы в Великой Отечественной войне. Представитель оргкомитета акции, руководитель общественной организации "Студенческая община" Василий Овчинников, с которым побеседовала "Лента.ру", призвал не искать в георгиевских ленточках никакого политического подтекста и не воспринимать их как символ противостояния оппозиции.
"Лента.ру": Правда ли, что георгиевские ленточки в 2005 году были придуманы как противоположность оранжевым ленточкам на Украине? Дескать, одни - символ перемен и даже революции, а вторые должны были олицетворять стабильность?
Василий Овчинников: На ассоциативном уровне какое-то сходство, может, и есть, но мы не выполняли никакого государственного заказа. Фактически георгиевская ленточка была придумана работавшей тогда в агентстве РИА Новости Натальей Лосевой. И изначально они вообще были придуманы как средство привлечения внимания к сайту, где были выложены оцифрованные хроники Великой Отечественной войны. То есть задумка изначально не носила какого-то глобального характера. Да, РИА Новости - государственное информационное агентство, но повторю: ни одна политическая или государственная структура за этой идеей не стояла. И говорить о том, что наша ленточка была придумана в каких-то конфронтационных целях, не стоит.
А ваша "Студенческая община" что собой представляет и как оказалась среди организаторов акции?
Получился удачный симбиоз - две организации, каждая из которых занималась своим делом. РИА Новости обеспечило огромную информационную поддержку, а мы - молодежная организация, довольно многочисленная, с десятилетним опытом проведения всевозможных событий и мероприятий, как коммерческих, так и нет. В основном мы занимаемся проблемами занятости молодежи, но у нас есть и социальные проекты, довольно большой контингент волонтеров. Можно сказать, что мы стали руками этой акции.
И уже через год про нее вся страна знала.
Это произошло стихийно. Мы всего лишь начали ленточки раздавать. А потом идею люди подхватили, власть совсем уж неожиданно для нас подключилась. Ведь было как: первое время у волонтеров, раздававших ленточки, проблемы с милицией были. Дескать, вы тут агитацию какую-то ведете. Это потом уже сначала Юрий Лужков нас поддержал, затем ему другие губернаторы стали звонить. Мол, мы тоже хотим, откуда вы эти ленточки берете. Просто понимаете, нам всем это было интересно: РИА Новости, нашему союзу, городу, чиновникам.
В том же 2006 году к раздаче ленточек в Москве подключилась "Молодая гвардия Единой России", в регионах какие-то другие прокремлевские организации, и для части людей георгиевская ленточка тут же стала неприемлемым символом.
Да, некоторое отторжение было - понятно. Конечно, для акции это было плохо. Но мы же не могли сказать, например, Максиму Мищенко, кстати, первому руководителю "Студенческой общины", ушедшему в "Россию молодую": "Максим, не раздавай ленточки". Мы всегда просили по-человечески: если уж вы раздаете наши ленточки, не используйте их как политический инструмент. У нас есть кодекс акции, там написано, чтобы ленточка не использовалась в политических целях.
А уже в этом году георгиевская ленточка стала символом противостояния сторонников и противников Владимира Путина. На массовых митингах в его поддержку многие были с георгиевскими ленточками. Провокаторы на митингах оппозиции были с ними.
За эти годы у нашей ленточки появилось много смыслов. Ее носили люди, которые противостояли националистическим настроениям на Западной Украине, ее носили защитники памятника Бронзовому солдату в Таллине. Мы для себя объясняли происходящее так: возможно, люди, которые надевали георгиевскую ленточку, воспринимали белую как покушение на некий суверенитет России, на целостность страны. Думали, что белая лента - это внешнее влияние Америки. И они взяли в противовес наш символ, потому что его изначальный смысл в том, что мы отстояли себе свободу, она досталась нам кровью наших предков, мы это должны ценить, помнить и относиться к этой пролитой крови с уважением.
В это же время я не могу исключить, что те люди, которые надевали георгиевскую ленточку, непременно заблуждались в отношении тех, кто надевал белую. Едва ли те люди, которые ходили на Болотную площадь и прочие акции, выступали за развал России; они просто требовали внимания и уважения к их мнению и принципам. Больше скажу: некоторые из наших волонтеров были на тех митингах. Возможно, с белыми лентами.
А две эти ленточки на одной куртке или на рюкзаке были бы уместны, с вашей точки зрения?
Почему бы и нет? Честность политических процессов, за которую все митинговали, никак не противоречит памяти о героизме наших предков. И очень плохо, когда белую и георгиевскую символику воспринимают как элементы противостояния. У нас и так очень мало вещей, по поводу которых большинство населения страны придерживается более или менее одного мнения.
Сколько вы планируете раздать ленточек в этом году?
Если по Москве, то около трех миллионов. В регионах по-разному. Более или менее точно только по итогам акции можно будет сказать. Где-то этим молодежные организации занимаются, где-то местные администрации или какие-то большие предприятия, которые на свои средства их покупают и раздают людям.
Если забить в поисковую систему в интернете словосочетание "георгиевская лента", то первые же предложения будут коммерческими: оптом и в розницу, первые сто ленточек бесплатно, купи две тысячи лент - получишь копию знамени Победы в подарок, ну и так далее.
В этом ничего необычного нет. В первый год, когда мы все только придумали, ленточки изготавливало только одно предприятие, сейчас уже больше десяти. Мы более или менее равномерно между ними заказы распределяем, а потом выкупаем ленточки по мере того, как находим деньги.
А кто это финансирует?
Получается общий котел. Нам помогает департамент молодежной политики и комитет по рекламе правительства Москвы, бизнесмены.
И каков общий бюджет акции в этом году?
В Москве где-то около шести миллионов рублей.
При этом зачастую ленточки еще и продают. Например в газетных киосках или в розничных торговых сетях. Вы к этому нормально относитесь?
Факты того, что они продаются, уже есть. У нас есть горячая линия, куда нам звонят и говорят об этом. В регламенте акции не предусмотрено, чтобы кто-то за ленточки платил. Мы как оргкомитет прикладываем все усилия, чтобы они не продавались. Но и запретить не можем.
Вам не кажется, что вместе с ленточками было бы уместно раздавать еще и инструкции к ним? Потому что когда их используют в качестве шнурков или когда эта грязная тряпка в августе висит на антенне какой-нибудь машины - это выглядит как катастрофа.
Мы в первые годы так делали, тогда в этом действительно был смысл. Идея была в диковинку, никто ничего не знал, и мы раздавали памятки, где было сказано про кодекс георгиевской ленточки, что она значит, ссылка на сайт была. На газетной бумаге - недорогая такая листовочка. Потом мы от этого отошли, потому что, вроде бы, всем все стало понятно, но за восемь лет целое поколение выросло. Думаю, на следующий год мы к этим инструкциям вернемся - это недорого.
А сколько вы всего ленточек раздали за эти годы?
По всей России не меньше 50 миллионов. Примерно каждому третьему жителю страны, получается.