28 апреля группа "Мельница" выпускает на лейбле Navigator Records пятый студийный альбом "Ангелофрения". В этот же день пластинка будет презентована на концерте в столичном клубе Arena Moscow. Накануне релиза вокалистка "Мельницы" Наталья О'Шей, она же Хелависа, подробно рассказала "Ленте.ру" об истории создания каждой из песен нового диска.
Дороги
У всех авторов есть города или прочие места, где им особенно хорошо пишется. У меня такое место - Нью-Йорк, Манхэттен. Три раза я была там и каждый раз привозила по свежей песне, и вот в последний раз, весной 2010 года, там написались "Дороги". Текст куплетов пришел от дорогого моего соавтора Ольги Лишиной, а припевы сделала я. Извержение вулкана в Исландии, отразившееся на путешествиях многих людей той весной, в том числе и на моих, не могло не быть упомянуто в песне, так что герои "Дорог", потенциальные ангелы, тоже страдают от зависшего в воздухе пепла.
Я хотела, чтобы этот трек был с одной стороны тонкой отсылкой к нашей самой первой песне, "Дороге Сна", а с другой, чтобы его аранжировка отражала наше современное звучание. Поэтому жанр кантри, на который как раз намекала еще "Дорога Сна", мы решили взять в этом треке за основу и подчеркнуть это, в числе прочего, использованием аккордеона.
Ангел на полставки
Одна из определяющих для альбома песен - совершенно "немельничная", что я в данном случае считаю плюсом. Тема "ангела на полставки" давным-давно крутилась у меня в голове, с тех пор как кто-то из друзей так назвал меня саму, но я никак не могла понять, как же построить вокруг нее песню, пока мой друг, поэт и соавтор Иван Малютин не прислал мне набросок первых строк: "У изголовья сердце уловит вкрадчивый шаг..." - и в этих строках был и гипнотический ритм 5/4, и намек на оборотническую тему, которая меня всегда завораживала, и все стало кристально ясно, и я принялась писать. Ольга Лишина снабдила текст бесценным образом автозаправки, созвездие Возничего превратилось в созвездие Таксиста, и получилась истинно ангелофреническая песня.
Когда группа засела за аранжировку, наибольшее удовольствие, по-моему, получил Сергей Вишняков, который вспомнил все, за что он любит Эджа из U2, и с успехом приложил уроки великого ирландца к нашему материалу.
Контрабанда
Наверное, ни одна песня, написанная мною уже во время работы в "Мельнице", не ждала своего часа так долго, как эта - я написала ее еще в 2006 году! Для тогдашнего нашего состава было вообще неясно, как, чем и, главное, зачем такое играть, посему трек отправился в загашник на несколько лет. Потом был период регги-Контрабанды, которая звучала на концертах, но было понятно, что это не то, как песня должна звучать в записи, тем более что в концепции и саунд предыдущих пластинок она не укладывалась совсем. В итоге сейчас мы вернулись к латинскому ритму, а точнее попытались дать отсылку к очаровательному жанру "рагатон", и наконец-то в концепцию "Ангелофрении" песня улеглась идеально.
Писала я ее, конечно, под большим влиянием от первого прочтения "Королевы Юга" Артуро Переса-Реверте - это одна из моих любимых книжек, с тех пор я перечитывала ее уже раз пять... Так что теперь могу дать указание - "Королеву Юга" рекомендуется читать под саундтрек из нашей песни "Контрабанда"!
Одной Крови
Я вообще очень люблю больших кошек, у меня даже на аватарке в ЖЖ снежный барс. Я поддерживаю WWF, конкретно их программы по защите дальневосточного и переднеазиатского леопардов и снежных барсов. И даже странно как-то было, что при этом у "Мельницы" не было ни одной песни о кошках, какие-то сплошные птицы, лошади и волки в текстах. Как всегда, вдохновение редко приходит без внешней причины, и в данном случае оно пришло вместе с двумя чудесными парнями - братьями Запашными. Когда я увидела "изнутри", как они живут друг с другом и со своими зверями, мне стало ясно, что это магия, построенная на абсолютной честности, что кошки не терпят вранья, и что, опять же, мое любимое оборотничество должно присутствовать в песне. Вот и получился такой позитивный блюз о зверях и их людях, в котором я даже позволила себе сыграть арфовое соло, а в аранжировке прозвучал небольшой привет нашему любимому Эндрю Ллойду Уэбберу.
Неперелетная
С этой песни все и началось - все, то есть написание треков альбома в жанре "только успевай записывать". У меня был довольно долгий период творческого молчания, связанный с первой беременностью и рождением Нины, вдохновение по-настоящему включилось только года через полтора после родов, и включилось оно как раз на "Неперелетной". Конечно, не обошлось без волшебного пинка от замечательной Ольги Лишиной, которая снабдила меня магической фразой "ты моя птица неперелетная", вокруг которой построился арфовый рифф и возникла основная тема. А вся песня продолжилась вокруг впечатлений от поездки в Новую Зеландию, страну птиц, которая случилась аж за два года до того. "Неперелетная" - одна из тех песен пластинки, которая хотя бы более-менее похожа на то творчество "Мельницы", к которому поклонники привыкли, поскольку на ней солируют арфа и флейты, но и сюда мы ухитрились запихать сложную драйвовую ритм-секцию. Кстати, в этом треке Сергей Заславский играет на очень необычном инструменте - китайской волынке хулуси. У хулуси такой грустный нежный голос, что она идеально подошла к песне.
Река
Я очень люблю ходить и бегать - в одиночестве по парку, а еще больше люблю писать при этом песни. Они получаются со странными, но динамичными ритмами, вот как этот трек, чей размер 11/8 поначалу свел с ума всю команду, в том числе и меня. Причем основная арфовая тема содержит акценты, совершенно не соответствующие реальному размеру песни, что должно еще больше дезориентировать слушателя.
Вообще в каждой пластинке должна быть мощная баллада, или даже лучше две - мрачная и светлая. Вот "Река" выполняет в "Ангелофрении" функцию тяжелой мрачной баллады, в которой почему-то одновременно играют тяжелая роковая ритм-секция, ирландская арфа и русская жалейка - типичный мельничный винегрет.
Гори, Москва
В августе 2010 вокруг Москвы горели леса, мои родные задыхались на своем Юго-Западе, а я сидела в Женеве и по третьему разу перечитывала совершенно сумасшедший роман Феликса Максимова "Кавалер, или Духов День". И такая это страшная и прекрасная в своем ужасе книга, и так она соответствует моим собственным нехорошим шизофреническим галлюцинациям, которые одолевают каждую осень, что было необходимо вылить все эти идеи в песне, избавиться от них, чтобы не мучили. Вот и получилась с виду нарочито русская-народная, а на самом деле очень жесткая "Гори-Москва", где опять же очень помог Иван Малютин с прекрасным словом "околица".
С точки зрения аранжировки это самая жесткая песня пластинки, даже хозяин барабанов Дмитрий Фролов это отмечает - а он любит постучать! А я на записи поиграла с вокализацией, записала все куплеты народным вокалом, а припевы эстрадным, для чего пришлось сделать большой перерыв в записи, чтобы переставить весь голосовой аппарат в другую позицию.
Что ты знаешь
Это еще один опус наш с Ольгой Лишиной. Мы как-то на пару читали современный британский готический детектив "Время Ведьм" - то, что с первой страницы было понятно, кто убийца, наслаждению текстом не помешало. И вот у Ольги родился некий текст, который был полон отсылок на роман, очень интересен, но совершенно непонятен никому, кроме нас двоих. Тем не менее, я на тот текст написала музыку, но показывать песню никому не стала... пока не сообразила, что на самом деле мне хочется продолжить историю, начатую в песне "Кувшин" на пластинке "Дикие Травы", и тогда вспомнился совсем давний Ольгин текст, навеянный, в свою очередь, великим романом "Имя Розы", а из того текста и пришла строчка "что ты знаешь?", и таким вот сложным образом соткалась песня. Если в "Кувшине" была романтичная и нежная Магдалина, то в этом треке она ироничная и даже циничная, но все еще влюбленная.
Аранжировка построилась вокруг басового риффа в припеве, предложенного Алексеем Кожановым, а наш аранжировщик Александр Самойлов предложил Сергею Заславскому использовать и саксофон.
Поезд на Мемфис
Начала писать в Нью-Йорке, доделала в Женеве, причем был такой сумасшедший драйв вдохновения, что мне не мешал играть даже параллельно дергающий струны гитары ребенок. Почему-то весной 2010 года я была одновременно очарована ангелами, птицами, кошками и Элвисом (помимо него, в песне появляется и Фредди, ибо им я очарована по жизни). И еще я в очередной раз перечитала избранные места из цикла "Темная Башня" Стивена Кинга и вспомнила, что всегда хотела написать песню про поезд. Естественно, что все эти исходные данные - поезд, Элвис, Стивен Кинг - должны были в итоге дать классический рок, ну, собственно, он и получился, даже сочинился вполне аутентичный гитарный ход, хотя я на гитаре и не особо умею играть. Как обычно бывает с хорошими песнями, музыкантам приходится повысить уровень мастерства для того, чтобы их исполнить. Сергей Вишняков, например, для этого трека освоил игру слайдом, а Алексей Орлов научился изображать виолончелью духовые.
Не успеваю
Надо сказать, что большинство песен этого цикла я по ходу написания транслировала своей новой подруге Мегги из Чикаго, юной арфистке с ирландскими и грузинскими корнями. Не буду вдаваться в детали этой удивительной дружбы (они есть в моем блоге), но факт тот, что человечек мне был очень дорог, и я почти каждый вечер болтала с ней посредством почты, делала подстрочники новых текстов, даже давала слушать сырые демо-версии с репетиций... А Мегги умирала от лейкемии, и времени у нас почти не было. Сначала я написала "Черную Овечку" - для нее, а потом "Не успеваю" - скорее для себя.
Эта песня в альбоме занимает позицию "светлой баллады", в ее куплетах довольно традиционная кельтская гармония, но припевы и проигрыши я хотела сделать максимально роковыми и наконец поблагодарить таким образом свою любимую группу Queen. А в тексте, помимо арф и рун, появились вертолет и цеппелин - потому что любимой группой Мегги были Led Zeppelin.