Введение в России налога на роскошь, вопрос о котором премьер-министр Владимир Путин называл "политически решенным", похоже, не состоится. В правительстве постановили, что новых сборов придумывать не нужно, а нужно усовершенствовать старые. Идея "социальной справедливости" найдет свое воплощение в налогах на недвижимость и автомобили, да и то для очень небольшого числа богатых россиян.
В феврале 2012 года, в самом начале президентской предвыборной кампании, премьер-министр России Владимир Путин анонсировал введение в стране налога на роскошь. По замыслу премьера, под действие налога должны были попасть "огромные дом или земельный участок, колоссальный самолет, суперяхта, суперавтомобиль", приобретенные гражданами, а не организациями. Путин отмечал, что вопрос о новом сборе является "политически решенным".
Сразу стало понятно, что фискальное значение налога будет минимальным - бюджет существенной прибавки от роскоши россиян не получит. "Он как раз должен стать своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия, это скорее всего морально-этическая норма", - говорил премьер-министр. В Министерстве экономического развития отмечали, что затраты на администрирование этого налога превысят доход от него.
Тем не менее, разработка шкалы налога на роскошь и форм его взимания началась. Вскоре в Минэкономразвития заявили, что в рамках налоговых преобразований планируется увеличить только сборы с недвижимости и автомобилей. Через десять дней после выборов против отдельного налога на роскошь выступила Федеральная налоговая служба, которая вместо него предложила усовершенствовать налог на недвижимость и повысить транспортный налог.
2 мая заместитель министра финансов России Сергей Шаталов заявил, что правительство отказалось от введения отдельного налога на роскошь. Власти остановились на варианте, предложенном ФНС и Минэкономразвития. Шаталов отметил, что экономический эффект от повышения налогов будет минимальным и оно нужно исключительно для "социальной справедливости".
Налог на "лошадей"
Таким образом, повышение нагрузки на личное сверхпотребление в России коснется двух налогов: транспортного и на недвижимость. В отношении этих двух направлений будут действовать разные налоговые ставки и принципы увеличения нагрузки.
Повышение транспортного налога коснется автомобилей мощностью более 410 лошадиных сил. При этом в отношении машин, выпущенных до 2000 года, увеличенные ставки применяться не будут. Повышение также не коснется спортивных автомобилей, которые используются исключительно для соревнований. Шаталов отметил, что в общей сложности "налог на роскошные машины" в России придется платить всего 20 тысячам автовладельцев, из которых восемь тысяч проживают в Москве и Московской области.
Согласно "Основным направлениям налоговой политики РФ на 2013-2015 годы", подготовленным Минфином, повышенная ставка транспортного налога составит 300 рублей с каждой лошадиной силы, но регионы смогут самостоятельно поднимать ее. В настоящее время в Москве владельцы всех легковых авто мощностью выше 250 лошадиных сил платят 150 рублей в год с лошадиной силы.
Таким образом, владелец автомобиля Mercedes Benz С63 AMG мощностью 457 лошадиных сил и стоимостью более четырех миллионов рублей будет платить транспортный налог за него в 137,1 тысячи рублей в год. Интересно, что любимый российскими "випами", в том числе и чиновниками, BMW 750 LI - вообще не попадет под действие повышенных ставок, так как мощность его двигателя не превышает 408 лошадиных сил.
Кроме того, транспортный налог предлагается повысить для гидроциклов и мотоциклов мощностью более 150 лошадиных сил, а также для катеров и яхт мощностью выше 300 лошадиных сил. Однако таких экземпляров в стране достаточно немного. В общей сложности, по данным деловых СМИ, повышение ставок коснется не более двух процентов российского автопарка.
Налог на "сотки" и метры
В тех же предложениях Минфина описан и налог на недвижимость, который должен заменить земельный налог (взимается на уровне регионов) и налог на имущество граждан (взимается на уровне муниципалитетов). В настоящее время ставка налога на имущество в стране составляет 0,5-2 процента и определяется муниципалитетами. Предполагается, что результате введения налога на недвижимость граждане будут платить только 0,05 процента от стоимости своих квартир и земельных участков в год.
Кроме самого налога на сверхпотребление, в мире применяется еще несколько способов взимания дополнительных сборов с богатых. В ряде стран, таких как США, действует прогрессивная шкала налогообложения - размер ставки сбора зависит от суммы заработанных гражданином денег. Кроме того, используется специальный "налог на богатство". Так, во Франции и Испании граждане платят процент от стоимости своих активов, если она превысит некую сумму (во Франции - 0,5 процента за сумму всего имущества выше 1,3 миллиона евро). Кроме того, налог на роскошь взыскивается в виде акцизов, которыми облагаются дорогие товары, в том числе автомобили, яхты, украшения.
Компенсировать снижение ставки планируется за счет переоценки недвижимости, которая находится в собственности граждан. В настоящее время владельцы домов и квартир платят налоги исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Налог на недвижимость предполагает выплаты по кадастровой стоимости - в российской практике она обычно более чем в десять раз превышает инвентаризационную. Кроме того, для различных групп граждан, прежде всего пенсионеров, предлагается сделать налоговые вычеты.
Дополнительная нагрузка на сверхпотребление легко вписывается в эту схему. Согласно предложениям Минфина, граждане, владеющие недвижимостью более чем на 300 миллионов рублей (10 миллионов долларов), будут платить налог на недвижимость по ставке в 0,3 процента. Правда, объектов недвижимости такой стоимости в России также немного. Как рассказала газете "Ведомости" замруководителя ФНС Светлана Бондарчук, в каждом из 12 регионов, в которых была проведена соответствующая оценка, есть не более 600 объектов недвижимости стоимостью более 300 миллионов.
Если с налоговыми ставками, по которым придется платить богачам, более-менее все понятно, то с администрированием налога остаются вопросы. К примеру, не известно, будут ли действовать повышенные ставки налогов в отношении юридических лиц. В противном случае можно будет уходить от этого сбора, регистрируя автомобили или недвижимость на компании, и введение повышенных ставок на сверхпотребление потеряет смысл.
Экономическая эффективность налога на роскошь в любом виде - вопрос спорный. Его противники утверждают, что "в отместку" за налог богатые люди тратят деньги за рубежом или пытаются скрывать свое дорогое имущество, а доходы от этого сбора почти всегда минимальны. И уже сейчас можно сказать, что и в России особой эффективности от него ожидать не стоит. Но если главной задачей власти было продемонстрировать, что богатых обложили дополнительными поборами, то с ней предлагаемое повышение ставок, скорее всего, справится.