Вышедший в прокат в последний день мая "Прометей" Ридли Скотта - одна из самых ожидаемых лент года, и уж точно самый ожидаемый фантастический фильм. Поводов для завышенных ожиданий было множество. Во-первых, Скотт 30 лет (со времен "Бегущего по лезвию") не снимал фантастических фильмов. При этом Ридли, как известно, поставил "Чужого", приквелом которого изначально считался "Прометей". Во-вторых, бюджет нового фильма Скотта, по разным оценкам, составил от 120 до 150 миллионов долларов, что тоже стимулировало интерес.
Не стоит также забывать об удачной рекламной кампании, в рамках которой выпускались, в частности, вот такие изобретательные ролики.
Еще во время работы над фильмом Скотт подлил масла в огонь, заявив, что "Прометей" больше не является предысторией "Чужого". По словам режиссера, начальная идея получила развитие, и в результате новая картина превратилась в самостоятельное произведение. Некоторых поклонников "Чужого" это заявление наверняка огорчило, но в целом интерес к проекту скорее только вырос.
Сам "Прометей", к сожалению, оказался менее интригующим, чем рекламная кампания. Сюжет новой картины Скотта весьма прост: в конце XXI века земные ученые обнаруживают древние знаки, которые позволяют вычислить координаты некой далекой солнечной системы. По предположению исследователей, именно из этого уголка вселенной и прилетели на Землю "создатели" - то есть существа, благодаря которым на нашей родной планете зародилась жизнь. Космический корабль "Прометей", экипаж которого состоит из 17 человек, отправляется в эту солнечную систему. Ученые надеются вступить в контакт с инопланетным разумом, однако в результате встреча проходит не так, как планировали земляне. Обнаруженная исследователями база "создателей" находится в плачевном состоянии, сами инопланетяне по большей части вымерли, зато в булькающей под ногами черной жиже копошатся опасного вида щупальца.
Понятно, что до финала фильма большая часть экипажа "Прометея" не доживет. Выше специально уточнялось, что на борту корабля находилось 17 человек. С некоторыми из них зрители во время просмотра знакомятся поближе - например, с парой ученых (Нуми Рапас, Логан Маршалл-Грин), капитаном (Идрис Эльба) и представительницей проспонсировавшей экспедицию компании Weyland (Шарлиз Терон). Но о многих членах экипажа мы не узнаем вообще ничего - даже их имен. В сущности, на "Прометей" их посадили исключительно как пушечное мясо: в нужный момент такой персонаж оказывается в кадре, после чего инопланетная тварь отрывает ему голову или забирается в глотку. И действительно, зачем нам знать имя персонажа, единственная задача которого - вовремя умереть?
Сценаристы "Прометея" (в частности, работавший над сериалом "Остаться в живых" Дэймон Линделофф) пытаются как-то оживить одномерных героев, но это им не очень-то удается. Зачем, спрашивается, зрителям знать, с кем и в каких родственных отношениях состоит персонаж, если он все равно присутствует в кадре около двух минут? К чему все эти рассуждения о боге и "создателях", если они все равно никуда не ведут?
Хуже того, основная сюжетная линия "Прометея", в общем-то, знакома любому зрителю, смотревшему фильмы о встрече землян с инопланетными монстрами. Новая лента Скотта - это действительно не совсем приквел, а скорее уж пересказ "Чужого". Некоторые сюжетные элементы напрямую позаимствованы из фильма 1979 года. За прошедшие 30 с лишним лет "Чужого", кажется, успели посмотреть все желающие, но на всякий случай хочется предупредить: дальше будут спойлеры. И в экипаж корабля "Ностромо" из старого фильма Скотта, и в команду "Прометея" входит андроид, который, кажется, готов пожертвовать людьми ради возможности исследовать инопланетные организмы. И в "Чужом", и в новой картине исследователи обнаруживают зал с капсулами, в которых содержится внеземная зараза. Оба фильма завершаются схваткой единственной выжившей героини с инопланетной тварью, причем в обоих случаях местом действия служит эвакуационная капсула. И, наконец, монолог, который героиня произносит непосредственно перед титрами, довольно близок к краткому пересказу событий в исполнении Сигурни Уивер в финале оригинального "Чужого". Те же элементы, которых в ленте 1979 года не было, сценаристы, видимо, позаимствовали из других картин.
По крайней мере, "Прометей" действительно здорово выглядит. Причем в первую очередь хочется отметить не инопланетные щупальца - они-то как раз более-менее соответствуют тому, что зрители привыкли видеть в подобных картинах. Создателям "Прометея" особенно удались пейзажи, а также дизайн кораблей и различных высокотехнологичных устройств.
К сожалению, это, пожалуй, единственное достоинство "Прометея". Новая лента Скотта получилась весьма удачной с визуальной точки зрения, но абсолютно пустой и не оригинальной. В "Прометее" есть чужие, но нет Эллен Рипли - увы, новые персонажи заменить героиню Уивер оказались не способны.