10 июня в Сочи завершился XXIII фестиваль "Кинотавр". В рамках конкурсной программы жюри мероприятия, в состав которого вошли программный директор самого "Кинотавра" Ситора Алиева и ряд кинокритиков из различных изданий, просмотрело 15 полнометражных фильмов и 20 короткометражек. Главный фестивальный приз в результате достался ленте Павла Руминова "Я буду рядом", а лучшей короткометражкой признали работу Михаила Местецкого "Ноги - атавизм".
"Я буду рядом" - история матери-одиночки Инны, воспитывающей сына Митю. Согласно сюжету, женщина выясняет, что неизлечимо больна. После этого героиня решает заняться поиском новых родителей для своего ребенка. Главную роль в картине Руминова исполнила Мария Шалаева ("Русалка").
Руминов, что характерно, получил известность именно после дебюта на "Кинотавре" в 2004 году. Тогда в программу фестиваля входила его короткометражка "Deadline", которая в результате удостоилась диплома с формулировкой "За весьма убедительное изображение пыток современного сценарного творчества". В 2007 году режиссер привлек к себе внимание более-менее широкой аудитории, выпустив в прокат ленту "Мертвые дочери" - эдакую вариацию на тему японского "Звонка". Фильм запомнился в том числе сценой с летающей коровой (вот в этом, например, трейлере жвачное можно заметить примерно на 23-й секунде). Затем наступил период затишья. Руминов при этом без дела не сидел. Во-первых, он продолжал снимать, правда, по большей части короткометражки, о которых мало кто слышал. Во-вторых, как режиссер признается в интервью, все эти годы (если совсем конкретно - последние восемь лет) он вынашивал замысел фильма "Я буду рядом" и оттачивал творческий метод.
Примечательно, что картина "Я буду рядом" изначально задумывалась как телевизионный мини-сериал (вроде как существуют его четырех- и шестисерийные версии). Вышеупомянутое интервью у Руминова брали еще до демонстрации фильма на "Кинотавре" и, соответственно, до объявления лауреатов. По словам режиссера, он на тот момент еще не видел полнометражной версии фильма и даже предполагал,что она может "не работать". Однако по мнению жюри эта версия оказалась не просто рабочей, но еще и весьма удачной. В результате Руминов в каком-то смысле прошел полный круг - вернулся на "Кинотавр" с полнометражкой и получил за нее гран-при.
Хочется также отдельно остановиться на нескольких фильмах, получивших по две фестивальных награды. Это, в частности, драма Василия Сигарева "Жить". Сигарев уже успел весьма удачно выступить на "Кинотавре" в 2009 году. Тогда его лента "Волчок" была признана лучшим фестивальным фильмом, а также удостоилась наград за сценарий (автором которого был сам режиссер) и женскую роль, которую исполнила супруга Василия Яна Троянова. Троянова снялась и в ленте "Жить", однако и актрисе, и самой картине в этот раз повезло меньше. Новый фильм был отмечен премиями за режиссуру и операторскую работу Алишера Хамиджоджаева.
Две награды также достались "Конвою" Алексея Мизгирева. Снявшийся в картине Азамат Нигманов удостоился награды за лучшую мужскую роль. Кроме того, лента была отмечена наградой за музыку.
Новой работе Авдотьи Смирновой "Кококо" также достались в каком-то смысле две награды - правда, в одной номинации. Речь в фильме идет о дружбе, внезапно завязавшейся между двумя женщинами из разных российских городов. Анна Михалкова играет Лизу из Питера, вышеупомянутая Яна Троянова - Вику, жительницу Екатеринбурга. Жюри фестиваля решило отметить премией обеих актрис. Правда, Михалкова на церемонии не появилась, сославшись на занятость. За нее награду получила сама Смирнова.
Лента "Кококо", вообще говоря, стала чуть ли не главной премьерой этого "Кинотавра". Предыдущий фильм Смирновой "Два дня" также был представлен публике именно на кинофестивале в Сочи - правда, тогда картина не входила в конкурсную программу. Примечательно, что сценарий для "Кококо" режиссер вновь написала в соавторстве с Анной Пармас, работавшей над "Двумя днями". Так или иначе, демонстрация новой ленты Смирновой вызвала на "Кинотавре-2012" аншлаг. Более того, на премьеру даже приехал супруг кинематографистки Анатолий Чубайс (в связи с чем к площадке, на которой проходил показ, были стянуты усиленные наряды полиции).
Приз за лучший сценарий взял Михаил Сегал. Жюри отметило наградой сюжет к фильму "Рассказы" (постановкой которого, кстати, занимался сам Сегал). Напомним, что в прошлом году работа Михаила "Мир крепежа" победила на "Кинотавре" в конкурсе короткометражек.
Лучшим дебютом была признана лента "Дочь", над которой работали сразу два режиссера - Наталья Назарова и Александр Касаткин. Назарова также выступила в качестве сценариста фильма - и как раз в этой сфере она далеко не дебютант. Ранее она работала, например, над сценариями картины "Мой парень - ангел" и сериала "Ранетки".
Что касается короткометражки Местецкого "Ноги - атавизм", также ставшей лауреатом "Кинотавра", то ее полная версия имеется на YouTube, так что все желающие могут составить собственное представление об этом кинематографическом произведении.
И программа "Кинотавра-2012", и список лауреатов как всегда вызывают некоторые вопросы. Что, впрочем, не значит, что на фестивале не было как минимум интересных работ. Другое дело, что даже самые удачные фильмы "Кинотавра" выйдут в весьма ограниченный прокат и, наверно, в результате будут обделены вниманием публики. Уже сейчас в интернете заметно более оживленно обсуждают не картины, а сгоревший клуб "ПЛОТforma" и тот факт, что на премьеру фильма Смирновой в Сочи приехал супруг режиссера.