Независимые канадские режиссеры Лизанн Пажо и Джеймс Свирски в 2010 году решили исследовать феномен современных инди-игр и снять документальное кино о тех, кто их делает. После успешной кампании на Kickstarter, нескольких лет съемок и первого серьезного приза, - фильм победил в номинации за монтаж на фестивале Санденс, - Indie Game: The Movie стал доступен широкому зрителю.
Теперь этот фильм можно найти на Steam (кстати, буквально в понедельник в него добавили русские субтитры) или непосредственно на сайте самих создателей. И его стоит посмотреть, чтобы понять, что значит заполучить работу мечты для многих - стать участником создания инди-игр.
В почти двухчасовую картину вместились истории четверых разработчиков, трудившихся над тремя играми. Как рассказали создатели картины, на самом деле материала было значительно больше (более 300 часов о 25 независимых разработчиках), но в итоге они решили оставить только три сюжета.
Первым разработчиком, который появляется в фильме, стал Джонатан Блоу, автор игры Braid, с успеха которой в значительной степени начался бум современных инди-игр. Вторая история, рассказанная Пажо и Свирски, - это работа над Super Meat Boy, авторства Эдмунда Макмиллена и Томми Рефенса из Team Meat. А третья повествует о том, как Фил Фиш из Polytron пытается справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами, бывшим партнером по студии и собственным перфекционизмом, чтобы продолжить работу над игрой Fez и показать ее на игровой выставке PAX.
Джонатан Блоу в Indie Game: The Movie рассказывает об истории создания и выхода его платформера Braid. Для Блоу те чувства, которые испытывают остальные герои фильма, неактуальны: ему не нужно волноваться ни о продажах (они уже оказались рекордными для инди-игр и XBLA), ни о взаимоотношениях с издателями, ни о партнерах, ни о рейтинге на Metacritic, ни о том, дотянет он до конца разработки или нет. Поэтому он может относительно спокойно вспомнить о том, как он придумал свою игру, и рассказать о разочарованиях, которые поджидают разработчика после того, как его проект становится реальностью (знали ли вы, что после выхода Braid, коммерчески успешной и всеми признанной игры, он несколько месяцев пребывал в глубокой депрессии?)
Фильм охватывает семь месяцев из жизни студии Team Meat, в которые Эдмунд Макмиллен и Томми Рефенс завершали разработку своей дебютной игры - Super Meat Boy. Посвященные им эпизоды значительно эмоциональнее, чем история Джонатана Блоу. Конечно, они показывают и непосредственно работу над игрой (например, Эдмунд Макмиллен в какой-то момент устраивает ликбез по созданию механики Super Meat Boy, а Томми Рефенс просто сидит и пишет код). Но режиссеры фильма намного больше времени уделяют тому, чтобы показать, как подобная работа влияет на жизнь их героев.
С какого-то момента основными темами в истории Team Meat становятся отчаяние и надежда. Отчаяние - потому что все ресурсы, которые есть у разработчиков, оказываются конечными. Это касается, например, денег, которых у Макмиллена и Рефенса практически нет. В какой-то момент Томми, который ненавидит крупные студии и называет работу в них "адом", говорит о том, что если игра принесет двадцать тысяч долларов, он будет на них жить два года и делать следующую, и что примерно так же он сейчас и живет. И о том, что он может позволить себе бутерброд в закусочной, но вот даже если бы у него было кого пригласить на свидание, он не смог бы довезти девушку до ресторана из-за отсутствия машины и не смог бы за нее заплатить.
Конечным ресурсом оказываются и здоровье (на завершающей стадии разработки Team Meat спят по несколько часов в сутки, а диабетик Томми Рефенс питается бутербродами из микроволновки и уколами инсулина), и семья, для которой это тоже нелегкое испытание, и даже сама жизнь.
"Я волновался, что кто-то из нас с Томми умрет, пока мы делаем игру. И Томми тоже об этом думал. Но он сказал, что если он при этом сможет закончить игру, то все в порядке", - говорит Эдмунд Макмиллен.
А надежды Team Meat связаны с тем, что их игра, которую они, как сами говорят, делают в первую очередь для самовыражения, в итоге все-таки будет признана, покажет хорошие продажи и позволит им осуществить самые простые мечты. Например, выплатить долг за родительский дом. Или купить лысую кошку в подарок жене.
У Фила Фиша, каким он появляется в IGTM, ресурсы уже закончились: он потерял финансирование и влип в неприятное разбирательство с бывшим партнером по Polygon. И при всем этом ему нужно привезти свою игру, которую он считает сырой и несовершенной (даже после нескольких переделываний), на выставку PAX и, под угрозой судебного разбирательства, показать игрокам.
Но его линия в то же время - это как история Team Meat наоборот: он начинает с самого дна отчаяния и постепенно осознает, что будущее его игры не так ужасно, как ему кажется. Проходя от панической атаки к пониманию того, что его проект нужен и интересен, Фиш переживает несколько драматических мгновений (например, хочет убить своего бывшего партнера или искренне расстраивается из-за того, что новость о его игре не набрала 11 тысяч "лайков" на Facebook, как ему сначала показалось). В итоге он встречается с тем, что люди вокруг (возможно, те самые, которые годами доставали его в интернете вопросами о том, когда же выйдет Fez) интересуются его игрой и понимают ее.
Indie Game: The Movie не является глубоким исследованием феномена современных инди-игр. Скорее, это попытка показать, кто, как и зачем делает забавные двухмерные платформеры в мире, где есть кинематографичные шутеры. Это попытка доказать, что независимые игры тоже являются искусством. Это попытка объяснить, что несерьезный, вроде бы, вид искусства требует от своих создателей ничуть не меньше, чем любой другой способ самовыражения.
И судя по тому, что говорят авторам фильма и его героям те, кто посмотрел Indie Game: The Movie, эта попытка удалась.