Цук, догоняй! Facebook пытается подружиться с мобильной средой

Социальная сеть Facebook в 2012 году наконец обратила пристальное внимание на мобильный сегмент рынка. Пока присутствие интернет-гиганта в этой сфере было скорее формальным, появился целый класс сервисов, адаптированных в первую очередь под использование на смартфонах. Теперь Facebook приходится не только наверстывать упущенное, но и считаться с более успешными (в мобильном направлении) конкурентами.

За деньгами

Отвратительная работа мобильного приложения Facebook уже давно стала притчей во языцех и наглядной демонстрацией того, как до недавнего времени соцсеть относилась к этому сегменту. Более или менее плотно работать над своей мобильной платформой компания начала только осенью 2011 года, когда додумалась, наконец, выпустить приложение для iPad.

При этом в октябре с мобильных устройств соцсетью пользовались 350 миллионов человек, а в феврале 2012 года - уже 425 миллионов, то есть практически половина от более чем 800-миллионной аудитории сервиса. Похоже, столь стремительный рост и вынудил, наконец, руководство сервиса увидеть в мобильной среде полноценного конкурента "настольной" (а она действительно стала таковой - например, на сегодняшний день треть пользователей Facebook из Индии пользуются только мобильными устройствами).

Марк Цукерберг. Фото Reuters

Марк Цукерберг. Фото Reuters

Lenta.ru

Окончательное признание в глазах Facebook мобильное направление получило лишь в мае 2012 года, за несколько дней до выхода соцсети на IPO. Тогда, как сообщило агентство Reuters, Марк Цукерберг выступил с заявлением перед инвесторами, объявив перенос соцсети на смартфоны главным приоритетом этого года.

В первую очередь, конечно, Facebook и ее инвесторов волнует вопрос прибыли: столь значительная армия пользователей до недавнего времени оставалась "неокученной" рекламодателями. Перед соцсетью стояла нелегкая задача подобрать подходящую рекламную модель, которая бы не очень раздражала пользователей и притом приносила доход. Выход был найден в форме "Новостей спонсоров" (Sponsored Stories), которые в начале 2012 года появились в "настольной" версии соцсети.

"Новости спонсоров" представляют из себя объявления, встроенные в новостную ленту наравне с записями "френдов" и эксплуатирующие этих "френдов" в качестве приманки - в объявлении говорится об их действиях на странице рекламодателя. Как показывают исследования, мобильная реклама оказалась в 2,5 раза более действенной, чем ее "браузерный" аналог: такие объявления чаще "лайкают", а по ссылкам в них чаще переходят. По другим данным, приведенным изданием TechCrunch, пользователи кликают на мобильные объявления аж в 13 раз чаще.

Facebook могла бы уже обрадоваться выбору удачного подхода и начать считать баснословные прибыли, но тут началась извечная борьба за приватность пользовательских данных. 18 июня соцсеть проиграла иск, касающийся использования информации о действиях пользователей в "Новостях спонсоров", и получила обязательство выплатить 10 миллионов долларов. Сумма сама по себе для гиганта незначительная, но решение привлекло внимание других заинтересованных лиц: 21 мая стало известно об иске с требованием получать разрешение у пользователей на использование их имени в объявлениях. Если суды примут сторону истцов, Facebook придется отказаться от столь действенного рекламного механизма, в том числе и в мобильной версии, и заняться поисками альтернатив.

Малые и удалые

Скриншот Foursquare

Скриншот Foursquare

Lenta.ru

Пока Facebook уделял все свое внимание основной версии соцсети (и - для приличия - сделал неплохой мобильный сайт), на рынке появился целый класс интернет-сервисов, существующих исключительно в смартфонах. Речь идет, в первую очередь, об Instagram, Path и Foursquare.

Первое, если кто не помнит, представляет из себя соцсеть, построенную вокруг фотографий, на которые перед публикацией можно наложить "винтажный" фильтр. Второе - нечто среднее между Twitter и Facebook - к записям можно прикреплять снятые на камеру смартфона фото и видео, а также оставлять комментарии под ними. Foursquare же предлагает рассказывать друзьям о своем местонахождении.

Успех этих приложений в глобальном смысле нельзя назвать ошеломляющим: действительно, чего стоят жалкие 30, 3 и 20 миллионов пользователей соответственно на фоне почти миллиарда у Facebook. Но сервисы попали в тот самый мобильный тренд, о котором не говорит только ленивый, и в своей нише показывают (и продолжат показывать) довольно уверенные темпы роста. Да и знает о них, что немаловажно, гораздо больше людей, чем пользуется.

Facebook же свои сотни миллионов мобильных пользователей имеет, по большей части, благодаря желанию людей оставаться на связи со своими друзьями, а не какой-то "изюминке" в работе приложения. Скорее уж вопреки всему.

Эти "выскочки", конечно, воспринимают Facebook не как конкурента, а как "старшего брата", к чьей пользовательской базе можно припасть в своих собственных целях (и в Instagram, и в Path, и в Foursquare так или иначе реализована довольно плотная интеграция с соцсетью). Сам Facebook, несмотря на то, что "очнулся" только сейчас, тоже старается держать марку "старшего брата": в том же майском выступлении перед инвесторами Цукерберг заявлял о планах заняться более плотной интеграцией с другими мобильными приложениями, а не вытеснить их с рынка.

Скриншот Path

Скриншот Path

Lenta.ru

И вот соцсеть начала активно превращать слова в конкретные дела. В начале июня она выпустила магазин приложений App Center, работающий в том числе на мобильных устройствах. Сервис позволяет просмотреть и установить сторонние приложения, интегрированные в Facebook, на свой смартфон (будь то iPhone или Android).

Чтобы говорить о сколько-нибудь точной статистике, нужно, видимо, подождать результатов хотя бы первого месяца работы App Center. Но уже сейчас можно предположить, что количество скачиваний упомянутых в магазине приложений значительно вырастет. В конце концов, еще в феврале 2012 года разработчики заявляли, что ежемесячно из мобильного Facebook в другие приложения переходят 30 миллионов человек.

Параллельно с этим Facebook работает над своим хваленым "frictionless" - "бесшовной" интеграцией сторонних сервисов в Facebook. Так, еще в начале мая в заметках, которые приложение публикует на "стене" пользователя, стали появляться дополнительные, у каждого сервиса свои, кнопки. А 20 июня компания начала "объединять" "лайки" из сторонних мобильных приложений (в первую очередь, Instagram и Foursquare) с "лайками" самого Facebook.

То есть теперь пользователь будет узнавать о том, что кто-то из его друзей "лайкнул" его фотографию или "чекин", не только через оповещения самих этих приложений, но и с помощью Facebook - информация появится в той же области оповещений, где и новости о "внутренних" взаимодействиях с записями. И наоборот, если информация о действиях в Instagram, Foursquare или еще где-то была опубликована на "стене" пользователя в соцсети, его "френды" смогут одним кликом "лайкнуть" это действие, как если бы они находились внутри соответствующего приложения.

Очевидно, на данном этапе такой симбиоз полезен как самому Facebook, так и сотрудничающим с ним сервисам. Но не исключено, что рано или поздно Цукерберг решит выпустить некий "комбайн" - приложение, объединяющее в себе функции как самого Facebook, так и популярных сторонних продуктов. Если эта гипотеза верна, то разработчики вряд ли будут изобретать велосипед, а скорее позволят пользователям работать с чужими сервисами без необходимости заходить в каждый из них.

Не зря ведь глава мобильного подразделения соцсети обмолвился, что мобильную версию хотелось бы сделать похожей на Path. Тогда-то сервисы, для которых сейчас Facebook выступает "донором", окажутся в ловушке: если пользователь перестанет заходить в официальные клиенты, то и заработать на нем не получится. Цукербергу, чтобы заработать на чужих мозгах, не придется даже тратить миллиарды долларов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше