Самым угоняемым автомобилем в Москве и Московской области по итогам первых пяти месяцев 2012 года стал кроссовер Honda CR-V. По оценкам поставщика спутниковых охранных систем компании "Цезарь Сателлит", в число наиболее популярных моделей среди угонщиков также вошли Mazda 6, Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Mitsubishi Outlander XL и Lexus RX.
Данные "Цезарь Сателлит" подтверждает и статистика столичного управления МВД. Как пишет "Российская газета" со ссылкой на московскую полицию, наибольшее число угонов в столичном регионе с начала 2012 года пришлось на машины марок Mazda, Mitsubishi, Toyota и Honda.
В первые три месяца 2012 года самыми угоняемыми марками в Москве, по данным "Цезарь Сателлит", стали Mazda, Mitsubishi, Toyota, Honda, Ford, Nissan, Hyndai и BMW. Наиболее востребованными моделями при этом оказались Mazda 3 (160 случаев угона), Mitsubishi Lancer (131 угон), Ford Focus (110 угнанных машин), Toyota Camry и Honda CR-V (по 57 угонов), Hyundai Getz (33 случая угона), BMW X5 (30 угонов) и Nissan Teana (26 угонов).
С оценками "Цезарь Сателлита", в целом, сходятся данные другой профильной компании - "Эшелон Геолайф": в первом квартале 2012 года наибольшей популярностью у автомобильных воров пользовались модели Mazda 3, Honda Civic, Honda Accord, Toyota Camry, Honda CR-V, Toyota RAV4, Toyota Corolla, Mitsubishi Outlander, Toyota Land Cruiser и Mazda 6. Для сравнения, по итогам 2011 года самой угоняемой моделью в Москве "Эшелон Геолайф" назвала Honda Accord. Следом за ней шли все те же "японцы" Mazda 3 и Honda CR-V.
В десятку наименее интересных угонщикам автомобилей в Москве, по версии "Эшелон Геолайф", (по итогам первых трех месяцев 2012 года) вошли Hummer, Saab 9-5, Citroen C5, Porsche 911, Peugeot 308, Skoda Superb, Kia Magentis, Opel Insignia, Volvo S60 и Land Rover Freelander.
Как отмечают в МВД, наибольшей популярностью среди угонщиков пользуются автомобили среднего ценового диапазона, включая Toyota и Honda. По прогнозам "Цезарь Сателлит", в ближайшие годы в лидеры среди наиболее угоняемых иномарок также могут выбиться бюджетные модели корейских марок KIA, Hyundai и Daewoo.
"Парк этих автомобилей увеличивается, соответственно растет и число аварий с их участием, а значит - можно ожидать пропорционального роста числа угонов, в том числе и 'под разбор'", - рассказал "РГ" ведущий специалист "Цезарь Саттелита" Юрий Королевцев.
"Популярность" японских автомобилей среди воров объясняют не только большим спросом у автовладельцев, но и тем, что их попросту легче угнать. В феврале 2011 года "РГ" писала, что японские машины зачастую оснащаются незамысловатыми и однотипными защитными системами, к которым просто подобрать "ключ".
Менее охотно угону поддаются автомобили престижных марок, владельцы которых не скупятся на установку дорогостоящих спутниковых охранных систем. Такие противоугонные комплексы (оборудованные модулями GPS и ГЛОНАСС) не только снижают риск самого угона, но и существенно (до 92 процентов) повышают вероятность обнаружения автомобиля в случае кражи.
Впрочем, несмотря на все технические ухищрения, иномарки премиум-класса (включая BMW X5, BMW X6 и Volkswagen Passat) стабильно пользуются повышенным спросом у российских автоугонщиков. Если раньше дорогие немецкие машины крали в Европе для продажи на территории бывшего СССР, то теперь наблюдается обратная тенденция. К примеру, угнанные в Санкт-Петербурге автомобили перегоняют сначала в Прибалтику, а затем и в другие европейские страны. Машины, украденные в Москве, как пишет "РГ", преимущественно сбываются в южных регионах России, в Белоруссии, а также в странах Ближнего Востока, включая Иран и Ирак.
Автомобили российского производства (в первую очередь, продукция "АвтоВАЗа") также традиционно пользуются стабильным спросом у автоугонщиков. Только в Москве по итогам 2011 года было похищено свыше 1,6 тысячи автомобилей "ВАЗ". Впрочем, наибольшей опасности владельцы "жигулей" и "лад" подвергаются в регионах с преобладанием отечественных автомобилей, таких как Самарская область или республики Северного Кавказа.
В общей сложности, по оценкам ГИБДД, на которую ссылается РИА Новости, в 2011 году в Москве было зафиксировано почти 13 тысяч автомобильных угонов (включая угоны без цели присвоения автомобиля), что на девять процентов превысило показатели 2010 года. При этом только в период с января по июнь 2012 года количество угнанных машин в Москве и области выросло на десять процентов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Наиболее опасным для автовладельцев считается летний период. Как пишет "РГ", особой популярностью у автоугонщиков пользуются автомобили, оставленные на дачных участках. Их водители зачастую либо не включают противоугонные системы, либо оставляют ключи от машин на видном месте. Так, "дачные" кражи летом составляют до 60 процентов от общего числа угонов. Еще в 20 процентах случаев автомобили отбирают у владельцев силой или при помощи угроз. И только 20 процентов автомобильных краж приходится на квалифицированный угон.
По разным оценкам, в столице действует около 50 банд автоугонщиков, профессионализм и изобретательность которых растет из года в год. В связи с увеличением числа автомобильных краж в летний период ГИБДД Москвы уже объявила о введении дополнительных мер по борьбе с преступниками, включая усиленный режим проверки документов на дорогах. Тем не менее, статистика автомобильных угонов в Москве, да и в целом в России продолжает неуклонно расти, несмотря на прилагаемые правоохранительными органами усилия и самые современные системы спутникового слежения.