28 июня школа интернет-маркетинга "Нетология" впервые провела конференцию "Практика онлайн-бизнеса". От множества других семинаров и мероприятий это отличалось местом проведения. Вся конференция транслировалась исключительно через Сеть и при этом была платной, что для российских сетевых трансляций нехарактерно.
Организаторы собрали обычный для таких событий набор авторитетных участников. Выступали Алексей Басов из Mail.Ru, бывший майкрософтовец и адобовец Павел Черкашин, руководитель Главстарта Аркадий Морейнис, глава UsabilityLab Дмитрий Сатин и другие известные отраслевики. Со стороны организации мероприятия все было точно так же, как и десятки раз до этого - характерным было даже то, что не смог прийти приглашенный на конференцию Антон Носик.
Всего на конференцию зарегистрировалось свыше 400 участников, а в пиковые моменты одновременно к трансляции подключалось более 350. Несмотря на кажущиеся небольшими цифры, это большой и странный для первого отраслевого мероприятия успех. Для сравнения, на крупнейшую трехдневную рунетовскую конференцию РИФ+КИБ с многолетней историей, более широким охватом и почти обязательным участием для всех видных игроков рынка зарегистрировалось почти 10 тысяч человек.
Вообще говоря, популярность отраслевых конференций до сих пор могла иметь два объяснения. Во-первых, как в случае РИФ+КИБ, это были отчетно-кулуарные мероприятия. До них придерживались ключевые доклады и цифры, на них велись некие переговоры. Во-вторых, это специальные, но жестко связанные с отраслью технические конференции. Таковы, например, РИТ++ или Highload.
Все эти мероприятия имели один большой недостаток - несмотря на полную или частичную транслируемость, они офлайновые. При этом состав регистрирующихся на общедоступные конференции где-то с 2008-2009 года показывает: рунетчикам уже не так важна тусовка.
По данным TNS Russia, аудитория российского сегмента Сети превышает 70 миллионов пользователей. По другим оценкам, она меньше, но в целом не опускается ниже 50 миллионов человек. Это означает, что вот уже лет пять представители офлайнового бизнеса ищут учебник. Они даже не пытаются понять, что творится в этих самых интернетах; просто ищут людей, которым можно задать волнующие вопросы.
Часть зарегистрировавшихся на "Практике" пользователей возмущалась тем, что выступавшие говорили очевидные вещи. Это нормальная отраслевая реакция. Однако, как можно было наблюдать, большинству незнакомы основные понятия интернет-бизнеса: все эти стоимости за тысячу показов, за клик, за действие, реальные возможности социальных медиа и так далее. Им рассказывали об отличии офлайн- и онлайн-бизнесов, об отличии рекламной бизнес-модели от сервисной, о словах SMM и SEO, и даже о таком понятии, как email-маркетинг.
Складывается характерная для России ситуация. При такой растянутости страны в пространстве ранее было лишь два основных способа понять онлайновые премудрости и завести нужные контакты: либо поехать в Москву самому, либо выписать кого-нибудь из Москвы. Теперь выясняется - спрос настолько велик, что российский бизнес готов за пересказ азбучных истин в онлайн-трансляции платить деньги.
Тот багаж знаний, который кажется очевидным десяткам тысяч рунетчиков-профессионалов, нов для офлайнового бизнеса. Трещине, проходящей между региональным офлайном и столичным онлайном, еще предстоит зацементироваться множеством книг, интернет-тренингов, видеоконференций и курсов по изучению практики интернет-рекламы, бизнеса, маркетинговых исследований, планирования и всего остального.В этом смысле "Практика онлайн-бизнеса" показательна как пример конференций нового толка.
Как есть две аудитории Рунета - телевизионная и нетелевизионная, так незаметно сформировались и два вида интернет-бизнеса. Представители первого все еще считают, будто интернет - некая ограниченная специальная область. Вторые знают, что это не так. И очень быстро учатся.