В Берлине разгорелся спор между искусствоведами и Фондом прусского культурного наследия, который решил освободить помещение, занимаемое картинной галереей старых мастеров, под искусство XX века. При этом нового помещения для старой живописи пока нет, и в ближайшие годы оно не появится: картины частично выставят в другом музее, а частично уберут в хранилища. Ценителей искусства возмутило, что Тициану и Рембрандту предпочли Уорхола и Ротко.
Берлинская картинная галерея входит в состав Фонда прусского культурного наследия и расположена в Культурфоруме - культурном центре на западе Берлина, вместе с целым рядом других музеев, филармонией и государственной библиотекой. Второй культурный центр с самыми известными музеями немецкой столицы находится на "музейном острове" - Шпрееинзель на реке Шпрее.
Руководство Прусского фонда затеяло крупную реорганизацию этих центров - "рокировку", как оно само выражается. По этому плану, коллекция картин XIII-XIX веков переедет из галереи в Культурфоруме на "музейный остров". В отдаленной перспективе она будет выставлена в музее Боде и в новом здании, которое планируется построить рядом с ним.
А нынешняя картинная галерея старых мастеров превратится в "Галерею искусства XX века", где будут представлены произведения из фонда Национальной галереи Берлина, а также картины из коллекций Маркса и Питцшей.
Берлинский предприниматель Эрих Маркс (Erich Marx) передал свою коллекцию современного искусства в государственные музеи в середине 1990-х годов. Ее разместили в Музее современного искусства в здании бывшего Гамбургского вокзала. Эта коллекция известна, в первую очередь, произведениями Йозефа Бойса, Ансельма Кифера, Роберта Раушенберга, Энди Уорхола и Сая Твомбли.
Семья Питцш (Pietzsch) подарила Берлину свою частную коллекцию живописи (150 картин) и скульптуры сюрреализма и абстрактного экспрессионизма в 2010 году. Среди подаренных ими полотен есть, в частности, работы Макса Эрнста, Жана Миро, Фриды Кало, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. При этом супруги Питцш выдвинули одно условие: эти произведения искусства должны не пылиться в хранилищах, а быть доступны для публики.
Не в последнюю очередь под давлением дарителей руководство берлинских музеев решило создать на территории Культурфорума центр современного искусства, которое сейчас разбросано по разным уголкам города. В качестве примера для подражания чиновники от культуры приводили MoMA в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тейт Модерн в Лондоне. В планах немцев продолжить этот список "Форумом современного искусства" в Берлине. В немецкой столице уже был музей современного искусства, который служил примером для будущего нью-йоркского MoMA, но это было еще до 1933 года, когда к власти пришли нацисты и объявили авангардное искусство дегенеративным.
Помимо этого, благородная цель Фонда прусского культурного наследия заключается в том, чтобы наконец-то объединить и коллекцию искусства XIII-XIX веков. Сейчас в музее Боде выставлены скульптуры этого периода, а из Культурфорума в новое здание переедут картины таких художников, как Лукас Кранах, Ганс Гольбейн-старший и его еще более прославленный сын, Тициан, Рембрандт, Ботичелли, Ян Вермеер и Караваджо. Коллекцию поделят по территориальному принципу: в Боде будут выставлены итальянские мастера, а по соседству - немецкие и голландские. Когда эти планы реализуют, "музейный остров" превратится в берлинский Лувр, утверждают в Прусском фонде.
Впрочем, до реализации этого плана еще очень далеко. Пока только объявлен конкурс на архитектурный проект здания новой галереи рядом с музеем Боде. А пока большую часть коллекции старых мастеров придется убрать в запасники. Лучшее из лучшего, по мнению музейных работников, будет выставлено в музее Боде, причем коллекция будет периодически меняться: что-то будут отправлять в хранилища, а что-то новое - доставать для экспозиции. Сколько лет продлится такой режим, в планах не указывается.
Директор фонда Херманн Парцингер (Hermann Parzinger) пояснил, что эти планы появились фактически сразу после объединения Германии - в 1990 году, однако до сих пор не были обнародованы. В июне бундестаг внес поправки в бюджет на 2012 год, в числе которых была учтена реорганизация здания картинной галереи старых мастеров под музей современного искусства. На это будет выделено десять миллионов евро.
Кроме того, Парцингер считает, что переезд пойдет на пользу и музею Боде, и коллекции старых мастеров. По отдельности они привлекают слишком мало посетителей: музей Боде якобы из-за неполноты коллекции, а галерея - из-за соседства с современным искусством. В будущем они должны собрать своего зрителя в одном месте. Между тем коллекция Питцшей, выставленная в 2009-2010 году, явно пользовалась популярностью: посмотреть на нее пришли 200 тысяч человек.
В среде искусствоведов и ценителей искусства "рокировку" восприняли очень болезненно: как будто современному искусству отдается предпочтение по сравнению с признанными шедеврами старинной живописи. Место для авангарда уже найдено, тогда как картины старых мастеров уберут в хранилища, где они пролежат неизвестно сколько лет.
Союз искусствоведов Германии опубликовал открытое письмо уполномоченному правительства по культуре и СМИ Бернду Нойманну (Bernd Neumann). По их мнению, решение Прусского фонда лишит как ученых, так и любителей искусства возможности видеть несколько веков развития европейской живописи. Не исключено, что картины выпадут из поля зрения публики на несколько десятилетий. Между тем коллекция была собрана с огромным трудом и выставляется всего 14 лет. Она была закрыта в 1939 году из-за начала Второй мировой войны и открылась в первоначальном виде в отдельном здании в Культурфоруме только в 1998 году.
Уместив в маленьком здании музея Боде часть коллекции старых мастеров и меняя время от времени набор картин, нельзя создать берлинский Лувр, на который претендует Парцингер. При этом экспозиция, собранная в галерее, признана мировым сообществом и уже сейчас считается одной из лучших в мире. Ценность же того собрания, которому отдает предпочтение Прусский фонд, пока довольно сомнительна.
Далее, ученые считают, что объяснять переезд ссылкой на условия дарителей частной коллекции сюрреалистического искусства, рыночная стоимость которого оценивается в 150 миллионов евро, крайне безответственно. Не меньше их возмущает и тот факт, что на реорганизацию здания под искусство XX века деньги в бундестаге уже нашлись, а откуда возьмутся средства на строительство здания для старых мастеров пока даже приблизительно неизвестно. По их мнению, говорить о переезде можно будет только тогда, когда будет готово здание для него.
Под этим обращением уже стоят подписи более 6400 человек. Также рядом с ним размещена ссылка на петицию американского искусствоведа, медиевиста Джеффри Хамбургера (Jeffrey Hamburger) из Гарвардского университета, которая собрала десять тысяч подписей людей со всего мира. Она обращена к президенту Фонда прусского культурного наследия Херманну Парцингеру.
По мнению Хамбургера, открытие музея современного искусства на базе коллекции Питцшей за счет всемирно известного собрания старых мастеров станет "трагедией". Ученый требует опубликовать список картин, которые Парцингер собирается отправить в хранилища, посчитав недостаточно ценными. Он опасается, что они пропадут явно не на шесть лет, как говорилось изначально. В нынешней непростой политической и экономической ситуации никто не может гарантировать, что строительство музея будет финансироваться из государственной казны. В итоге проект может быть заморожен, а великие произведения так и останутся в запасниках.
Парцингер ранее говорил, что переезд невозможен, если новое здание не появится в течение пяти лет, однако уже сейчас в самом фонде считают, что на его обустройство уйдет около девяти лет. Искусствовед присоединился к требованию своих немецких коллег обеспечить сначала старых мастеров новым домом, а потом выселять их из галереи в Культурфоруме.
Своими петициями искусствоведы спровоцировали поток культурных дискуссий. Одни сравнивают переезд галереи старых мастеров с закрытием галереи Уффици или Прадо, другие настаивают, что искусство XX века тоже нельзя больше держать на задворках. По сути никто не против переезда берлинской галереи в новое здание, но его пока нет, а с опытом многолетних берлинских строек рассчитывать на его скорое появление нельзя. В целом, протест сводится к требованию не делить искусство на то, которое может полежать в хранилищах длительное время, и то, которое публике необходимо видеть прямо сейчас.