Пикник на обочине Репортаж "Ленты.ру" с байк-шоу под Севастополем

20-21 июля под Севастополем прошло XVII Международное Байк-Шоу, организованное российским мотоклубом "Ночные волки" и его неизменным лидером Александром "Хирургом". Многие байкеры давно отказались от сотрудничества с "волками", поскольку последние, якобы, стали частью истеблишмента, а это противоречит самому духу движения. "Лента.ру" попыталась понять, что такое севастопольское байк-шоу - "Селигер на колесах" или подлинная тусовка "рыцарей дороги".

Вместо вступления

Во второй половине 1990-х мне довелось побывать на одном из первых подмосковных байк-шоу. Его организаторы казались какими-то неземными существами, максимально далекими от нашего привычного мира - с его правилами поведения, нормами морали и приличиями. Хирург и "Ночные волки" с самого момента возникновения клуба были символом свободы, независимости, скорости, адреналина - словом, всего того, что раздражает любую власть, какой бы либеральной она ни была. Никто тогда и не собирался бунтовать против кого бы то ни было, но байк-шоу было совершенно аполитичным. К тому же антураж мероприятия - алкоголь, татуировки, полуголые девицы, рок-н-ролл и, конечно, мотоциклы - словно бы сообщал: вот она, реальная альтернатива недружелюбной постсоветской реальности.

С тех пор прошло почти 15 лет. За это время "волки" утратили монопольное положение в байкерской тусовке - по всей стране, и в Москве в частности, появилось великое множество клубов. Их участники, как правило, уже не испытывали никакого пиетета по отношению к Хирургу и компании. Более того, клеймили "волков" за заигрывание с властью; за косуху, подаренную Путину; за совместные мероприятия с РПЦ и прочую официальщину. Казалось бы - те же мотоциклы, те же татуировки, те же косухи, но "все это уже не то". Недовольные поведением Хирурга байкеры предпочитали игнорировать мероприятия "волков" и распространять собственные ценности по странам ближнего зарубежья.

Я никак не зависел ни от Путина, ни от кого-то другого, когда выбирал место проведения байк-шоу в Севастополе. Я не получил ни копейки бюджетных денег, все сделал своими силами и силами "Ночных волков". Здесь никто не может упрекнуть меня в политической ангажированности.

Александр "Хирург"

Впрочем, в какой-то момент и Хирург как лидер все же самой многочисленной и авторитетной группировки также решил вынести свое детище - мотофест - за пределы России. Летом 2009 года окрестности Севастополя вздрогнули: сюда, на XIII Международное байк-шоу, съехались более пяти тысяч мотоциклистов. Место для проведения мероприятия "волками", вставшими на православно-патриотическую стезю, было выбрано крайне удачно - как же, это ведь город славы русских моряков, да еще на территории государства, которому этот город поперек горла. Эта подспудная конфликтность добавила шоу страсти и энергии.

Но в 2010 году байкеров под Севастополем навестил премьер-министр Владимир Путин, сам Хирург стал то и дело мелькать на тусовках политического бомонда, а РПЦ в лице протодиакона Андрея Кураева признала байкеров "паломниками XXI века". Казалось бы, все, "пропал калабуховский дом" - просто в голове не укладывалось, как свободолюбивые байкеры могут сочетать свой образ жизни вот с этим всем. Но, по словам Хирурга, ни о каком отступлении от традиций не может быть и речи - на "волков" клевещут те, кто ни разу на байк-шоу не был. Разобраться в реальном положении дел интересно еще и потому, что, как говорят сами "волки", в этом году шоу проводится под Севастополем в последний раз: в 2013-м оно переедет в Волгоград, а в 2014-м - аж в Сербию.

Город русских байкеров

В Севастополе байкеров любят. Чего в этой любви больше - русского патриотизма или радости от того, что в город приехала куча народа, готовая потратить тут деньги, - сказать сложно. Скорее всего, свою роль играют обе причины. Те, кто думают, что участники байк-феста поголовно живут в палатках и вкушают, что бог подаст, глубоко ошибаются. Байкеры вовсю обживают моднейшие отели Севастополя, проводят время в ресторанах, дорогих даже по московским меркам, и, когда им лень садиться за руль, раскатывают по городу на такси. На улицах там и тут попадаются стойки, где продают билеты на байк-шоу - для севастопольцев со скидкой. До горы Гасфорта, где, собственно, и происходит мероприятие, извозчики установили твердую таксу - 150 гривен (600 рублей). Помимо трансфера таксисты предоставляют вам порцию слухов о том, что вот-вот в город навестить байкеров приедет президент России. Но он уже поручкался с байкерами накануне последней встречи с Виктором Януковичем в Ялте, несмотря на то, что опаздывал на встречу со своим украинским коллегой.

У горы Гасфорта и прилегающего к ней одноименного озера, образовавшегося на месте заброшенного карьера (здесь добывали гравий), гостей байк-феста встречают постиндустриальный пейзаж, лютая жара и жужжание сотен мотоциклов. Исторические параллели сопровождают вас на каждом шагу: тут и Крымская война, и оборона Севастополя во время Великой Отечественной, и даже 225-летие совместного путешествия в Крым императрицы Екатерины и светлейшего князя Григория Потемкина. Все смешалось в кучу: логотипы "Ночных волков", растяжки "Нам завещана от Бога русская дорога", "веселые Роджеры", развевающиеся над мотоциклами, ржавые немецкие каски времен Второй мировой, Андреевские флаги, байки разных пород и мастей, модные иномарки и разбитые "копейки", ирокезы панков и ухоженные прически гламурных дам. И над всем этим висит безоблачное крымское небо, которому, по большому счету, поровну, кто там околачивается внизу: байкеры, панки, солдаты Манштейна или шотландцы генерала Колина Кэмпбелла.

В полукилометре от входа в лагерь располагается самый настоящий торговый ряд: торгуют, понятно дело, в основном, едой и напитками - по смешным ценам продаются шашлыки, шикарнейший плов, хот-доги, попкорн (!) и все виды спиртного, включая алкогольные коктейли. И если вас не смутит, что мяту в вашем стакане будут давить отверткой, вы вполне можете попробовать даже мохито. Вспоминается былое - когда гостям байк-шоу приходилось питаться подножным кормом и мотаться в ближайшие деревни, если у них вдруг заканчивался запас горючего спиртного.

По рядам ходят милиционеры - как и в России, ищут чем поживиться. Подходят к одной из торговых точек и долго о чем-то говорят с хозяйкой. На вопрос, что от нее хотели правоохранители, женщина отвечает: "Интересовались, не торгуем ли мы собачьим мясом". В ее голосе слышится ирония.

В расположенном чуть выше рядов общепита лагере можно встретить мотоциклистов со всех концов бывшего Союза. Вот, например, бригада из Алма-аты. Казахстанцы приехали сюда не специально - до этого их путь пролегал через Уфу, Саратов, Волгоград, Азербайджан и Грузию. Ну, под конец решили навестить и Севастополь. "Почти по пути", - без улыбки замечает один из алмаатинцев. Встречаются мотоциклы с Колымы, из Ростова и Новороссийска. Байкеры живут в палатках, между которыми бродит уже утомленный жарой и возлияниями полуголый человек, жалующийся на то, что его никто не может отвезти в магазин за продуктами, поскольку все "подшофе". Хотя сильно пьяных не видно - народ (если говорить именно об обладателях мотоциклов) собрался тертый и, по большей части, сознательный. Сильно удивляет наличие детей, часто - совсем малолетних. Проклепанные и одетые в кожу папаши носят их на плечах, дети с любопытством осматривают окрестности. Особенно - полуголых девушек, пляшущих на помосте в рамках промоакции водки "Бульбашъ".

Байкеры на площади Нахимова. Фото Александра Качкаева для

Байкеры на площади Нахимова. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру".
Открыть фотогалерею "Марш на мотоциклах"

Lenta.ru

Когда проникаешься духом мероприятия, с еще большим удивлением, чем на детей, смотришь на украинские флаги на некоторых мотоциклах (тут ведь в основном российские триколоры) - невозможно сразу понять, какого государства эти флаги и что они вообще здесь делают. Впрочем, да, Севастополь де юре - это Украина. Даже австралийский флаг (а Севастополь посетили и мотоциклисты с Зеленого континента) воспринимался органичнее, тем более что его цвета схожи со столь любимыми байкерами цветами флага конфедератов.

Местные подростки, приехавшие на шоу на своих потрепанных мотоциклах и мопедах, вызывают недовольство у старых байкеров. "Чье дите?" - недовольно вопрошает огромный "волк" на "Урале" с коляской - его подрезал какой-то парнишка. Но в целом атмосфера дружелюбия, которая поражает каждого, кто первый раз попадает на байк-шоу, сохраняется - конфликты или драки тут редкость.

Однако байкеры составляют приблизительно десять процентов от собравшихся (в 1990-х на подобных мероприятиях их было не менее трети, а то и больше), остальные - или местные жители, для которых шоу подобного масштаба - событие года, или просто те, кому нравится дорожная романтика. Последние приезжают на своих авто за тридевять земель, чтобы оторваться, выпить водки, послушать музыку, возможно, встретить какую-нибудь барышню из числа жаждущих романтики крымчанок. Этим людям, как, впрочем, и большинству байкеров, до фонаря патриотические атрибуты мероприятия. Они жаждут движухи и развлечений, то есть того, что было в основе любого байк-шоу, пока к нему не стали прилипать лозунги "С нами Бог" и "Россия, вперед!". Один из ростовских гостей в ответ на вопрос, что привело его сюда, рассмеялся: "Мы приехали мстить за Севастополь!". Над его головой колыхался надувной Патрик из "Губки Боба", привязанный к палатке с попкорном.

"Это просто другое шоу, - говорит Слава, приехавший на своем байке из Краснодара, - оно не хуже, не лучше старого - просто другое. Жаль только, что меньше внимания уделяется именно байкерской тематике".

Мы едем на байк-шоу, все будет хорошоу

В свое время хедлайнерами концертов на байк-шоу выступали непревзойденные мотологи из "Тайм-Аута", а их "Я люблю кататься" была едва ли не официальным гимном мероприятия. Сейчас со сцены все чаще звучит "Это родина моя, дух берез и тополя". Но рок-н-ролла тоже хватает - в этом году публику в первый день фестиваля увеселяли "Король и шут" и "Би-2", во второй - "Ария" и "Черный кофе". Качество звука было на высоте - даже на московских концертах западных звезд не часто приходится сталкиваться с таким качеством. Конечно, заявления со сцены о том, что в Севастополе "каждый день, как 9 мая", о "фашиствующем Майдане" и прочем слабо коррелировали с ужимками Горшка из "Короля и шута", но общего настроя не испортили. Народ плясал, кидал "козы", а позади скачущей толпы возрастные байкеры, попивали коньяк, предаваясь воспоминаниям о былых путешествиях. Огромные казаны с пловом и шурпой были сметены подчистую - по всему похоже, владельцы торговых точек сорвали месячную выручку. Хотя в разговоре один из них, одетый в ржавую каску вермахта, признался, что делает все это не ради денег, а "потому что весело".

На улицах каждого города полным-полно людей, готовых выложить все свои деньги, лишь бы только превратиться – пускай всего на один день! – в волосатых громил со свинцовыми кулаками, которые переступают через тела упавших копов, вымогают халявную выпивку у запуганных до посинения барменов, а потом с диким грохотом уносятся прочь из города на огромных мотоциклах, изнасиловав дочь банкира. Даже те, кто считает, что всех Ангелов без исключения следует насильно усыпить или отправить в состояние анабиоза, вдруг понимают, что без труда могут сами перевоплотиться в этих чудовищ.

Хантер С. Томпсон "Ангелы Ада"

В первый день концерт завершается несколько сюрреалистическим шоу: из огромного колокола выплывает шар с надписью "СССР", а потом из этого шара вылезают люди в гидрокостюмах, разрывая его таким образом изнутри. Видимо, разрываемый шар символизирует распад Союза, а таинственные люди - подписантов Беловежского соглашения. У зрителей, по задумке организаторов, представление, очевидно, должно вызывать ностальгию по славному советскому прошлому. Слегка вызывает, кто же спорит? После "распада СССР" начинается выступление мотоциклистов-виртуозов, что на фоне роскошного салюта смотрится действительно здорово. Тем более что это как раз тот момент, на котором можно сосредоточиться, если ты по-настоящему любишь мотоциклы. Обычные мотоциклы, а не "русские" мотоциклы, "патриотически настроенные" мотоциклы или "мотоциклы-герои".

Шоу еще продолжается, но народ начинает расходиться. Еще бы - уже час ночи, а до города около десяти километров, и не каждый может себе позволить раскатывать на такси. Хотя по такому случаю можно и раскошелиться - отбоя от клиентов у таксистов нет.

После звуковой волны, в которой ты барахтался последние несколько часов, ночной Севастополь, город сам по себе прекрасный, кажется раем. Пытаешься собрать растрепанные мысли - и приходишь к выводу, который уже озвучил Слава из Краснодара. Это действительно другое байк-шоу. Не "Селигер на колесах", но и не подлинная тусовка "рыцарей дороги". Кому-то оно покажется лучше прежних, кому-то - хуже. Но надо отдать должное "волкам" и персонально Хирургу: они смогли сохранить атмосферу праздника, пусть слегка и подпорченную излишним патриотическим пафосом (на второй день шоу байкеры устроили проезд по улицам Севастополя, закончившийся митингом на площади Нахимова, где мэр города Владимир Яцуба и Хирург признались друг другу в искренней любви и беззаветной дружбе и объявили об открытии "Музея байкеров" в Севастополе). Хотя сами "волки" в той разноликой толпе, которую они сегодня собирают под своими знаменами, выглядят пришельцами из другого мира. Как и 15 лет назад. Кто знает, может быть, они тоже скучают по лихим девяностым.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше