21 июля в Кисловодске произошла драка с участием 15 человек, часть из которых называли себя казаками. В драке погибли армянин и грузин, карачаевец попал в реанимацию. Власти отрицают межнациональный характер конфликта. Однако если почитать новости Кисловодска за последние годы, можно сделать вывод, что повод для межнациональной розни, в принципе, имеется. Это строительство мечети в центре города.
Национальность - кисловодчане
Кисловодск был основан сравнительно недавно на землях, которые никто ни у кого не "отнимал". В начале XVIII века Кисловодская долина практически не была заселена, хотя о расположенном там источнике минеральной воды давно ходили легенды. В 1803 году была возведена крепость Кислые воды, принадлежавшая Азово-Моздокской оборонительной линии. Многие русские солдаты, отслужив положенный срок, оставались жить рядом с крепостью. Так возникла Кисловодская солдатская слобода. Также в эти места начали переселять казаков - уже в 1820 году тут проживало 300 казачьих семей. Летом "на воды" приезжали курортники. Этот вид отдыха стал особенно популярен после того, как генерал Алексей Ермолов отодвинул границу Кавказской линии и были прекращены набеги горцев. Некоторые богатые семьи решились обосноваться в Кисловодске надолго, в поселении начали возводить уникальные архитектурные сооружения. В 1903 году Кисловодск получил статус города.
Сейчас (по данным на 2008 год) 70 процентов населения Кисловодска составляют русские, 13 процентов - армяне, 10 процентов - карачаевцы, по два процента - украинцы и абазины, один процент - грузины. Кроме того, в городе проживают представители еще 87 национальностей, доля каждой из которых составляет менее процента. Это греки, лакцы, балкарцы, осетины, азербайджанцы, даргинцы, аварцы, чеченцы, ингуши, табасараны, черкесы, кабардинцы и другие. Большое влияние в городе имеют одни из его первых жителей - казаки. Хотя их нельзя назвать национальной группой, по многим своим качествам они могут считаться полноценным "малым народом". По некоторым данным, еще одна набирающая силу в Кисловодске община - "Свидетели Иеговы", переводящие свои брошюры в том числе на арабский и карачаевский языки.
Местные власти часто заявляют, что все эти этнические, религиозные и иные группы живут удивительно мирно и дружно. "Кисловодск - город, как говорится, 'двенадесяти языков': трудно даже сказать, сколько представителей самых разных национальностей составляют его население. Наверно, хорошо сказал кто-то не так уж и давно, что существует такая национальность - кисловодчанин", - рассказывает "Кисловодская газета", учредителем которой является администрация города. Издание утверждает: "Наш город - один из немногих в довольно 'горячем' северокавказском регионе, где практически, не на словах, а в действительности, существует эта самая дружба народов".
Однако в городе, в котором межнациональная ситуация действительно совершенно безоблачная, этому вопросу вряд ли уделялось бы так много внимания. Зачем регулярно и навязчиво отчитываться, что дела по-прежнему обстоят очень хорошо? Поневоле складывается впечатление, что власти сидят на пороховой бочке и занимаются аутотренингом.
Внезапно возникшая неприязнь
Вечером 21 июля в Кисловодске произошло достаточно странное событие. У кафе "Дуэт", расположенного рядом с рынком, беседовала весьма разношерстная группа молодых людей. К ним подошли люди в камуфляже, представившиеся казачьим патрулем. Возникла ссора, быстро переросшая в драку. Всего в конфликте участвовали около 15 человек. "Казаки" открыли огонь из травматического пистолета и достали ножи. В результате были убиты 21-летний армянин по имени Джоник и 17-летний грузин по имени Гии. Еще один участник драки, 23-летний карачаевец, получил серьезное ранение. Среди "казаков" также были раненые - по неподтвержденным данным, трое.
В 1991 году в Кисловодске впервые была открыта мечеть. В 2000-х годах вокруг учреждения начали бушевать страсти. В 2006 году имам мечети был убит ваххабитами, а в 2009 году его преемника задержали по подозрению в организации убийства другого религиозного деятеля. Тем временем здание мечети снесли из-за ветхости, а взамен решили построить огромное здание в центре города, рядом с православным Свято-Никольским собором, краеведческим музеем "Крепость", Вечным огнем и памятным знаком о сталинской депортации карачаевской общины. Это вызвало протесты части населения. В то же время имам будущей мечети Аслан-хаджи Шаманов заявил: "На площади словно вся история Российского государства выражена в ярких символах, соседство которых только усиливает эмоциональный и просветительский эффект". Площадь предлагается переименовать в площадь Согласия. Из-за протестов и бюрократических проволочек строительство продвигается медленно. Однако, как ожидается, после возведения мечети Кисловодск может стать исламским центром всего Ставропольского края.
В это время мимо "Дуэта" проходили двое сотрудников уголовного розыска в гражданской одежде. Они смогли задержать одного из участников конфликта. Остальные, забрав своих раненых, скрылись на трех автомобилях. При этом водитель одной из машин, ВАЗ-2104, наехал на полицейского. Пострадавший сотрудник угрозыска и его коллега передали по телефону приметы машины. По данным СМИ, благодаря этому позднее удалось задержать еще двоих подозреваемых. 21 июля это подтверждалось официально. Но в сводках от 22 июля уже фигурировал только один задержанный - тот, которого двое полицейских поймали в самом начале. Причем подробности о его личности не раскрываются.
А узнать эти подробности было бы очень интересно, потому что в СМИ высказывается версия, согласно которой участники драки не имели никакого отношения к казакам. Некоторые источники даже объясняют это тем, что у погибшего грузина было перерезано горло, а это, мол, не в традициях казачества. Кроме того, убитые грузин и армянин, скорее всего, были православными, как и казаки. Как всегда, в отсутствие точной информации уже начали появляться слухи, в том числе и заведомо дикие: высказывается мнение, будто некие злоумышленники специально притворились патрулем и напали на представителей нацменьшинств, чтобы дестабилизировать обстановку в Кисловодске.
Власти, в свою очередь, как могли постарались противодействовать дестабилизации. В полиции города был введен усиленный вариант несения службы. МВД и Следственный комитет категорически отказались считать конфликт межнациональным - по официальной версии, ссора была сугубо бытовой. СК безупречно обтекаемо сформулировал мотив драки - "в результате внезапно возникших неприязненных отношений нескольких лиц". Не менее загадочно выразилось МВД - по версии ведомства, причиной драки стало "отсутствие элементарной культуры и терпимости".
При поддержке МВД было созвано совещание руководителей городских национальных общин, которые оперативно приняли обращение "к жителям города, членам национальных общин, к родителям, к старшим и мудрым". "Сделайте все возможное, чтобы ваши дети понимали, что они живут в России, в большой и сильной стране, где все они - лишь часть одного большого целого", - говорится в обращении. Авторы напоминают: "Город-курорт Кисловодск - это традиционно многонациональный город, в котором кисловодчане на протяжении долгого времени живут в мире и согласии. Все возникающие конфликты и проблемы мы всегда старались решать мирным способом, путем консенсуса и компромисса, всегда ценили и чутко относились к межнациональному миру".
Складывается впечатление, что этот документ писался по тому же шаблону, что и все предыдущие речи официальных лиц. Думается, что гораздо более успокаивающе прозвучали бы сухие факты: фамилии погибших и задержанных, конкретная причина ссоры, выступления тех участников драки, которые считают себя потерпевшими. То есть все, как обычно бывает в действительно бытовых конфликтах. Тогда было бы гораздо проще поверить в то, что у конфликта нет межнациональной, межрелигиозной или иной "некрасивой" подоплеки. Если ее, конечно, нет.