Росфинмониторинг представил законопроект, направленный на борьбу с отмыванием денег. Документ содержит несколько жестких инициатив, таких как частичная отмена банковской тайны и "заморозка" банками клиентских счетов при подозрении в легализации средств. Насколько меры помогут сократить незаконный вывод средств из России, который в прошлом году составил около триллиона рублей, неизвестно. Предлагаемые изменения могут привести к росту коррупции, давления на бизнес и произволу налоговых органов.
Отмыванием денег называют легализацию средств, полученных преступным путем. Считается, что это явление появилось в 20-х годах прошлого столетия в США и своим названием обязано прачечным, которые массово скупали представители американской мафии, чтобы "выйти из тени". Фактически, отмывание есть ни что иное, как превращение незаконно полученных доходов в "чистые" деньги, которые могут быть без опаски использованы в легальных сделках.
В России ответственность за отмывание денег предусмотрена 174 статьей УК РФ. Данная статья понимает отмывание денег как "совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем". Преступление наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
То же деяние в крупном размере (более шести миллионов рублей) наказывается лишением свободы на срок до четырех лет (предусмотрены также штрафы, исправительные работы или ограничение свободы). Если это совершается организованной группой (например, профессиональными "отмывателями") - то лишением свободы до семи лет.
За последнее столетие человечество изобрело множество способов отмывания преступных средств. Например, деньги можно легализовать с помощью покупки у владельца выигрышного лотерейного билета за цену, немного превышающую джек-пот. С развитием документооборота, бухучета и безналичных платежей в большинстве схем по отмыванию денег стали использоваться банки.
Один из самых распространенных способов - фиктивные сделки, когда некая компания (чаще всего это фирма - однодневка, не ведущая реальной деятельности) получает оплату за несуществующие товары или услуги. Также используется цепь запутанных сделок, в которую на разных этапах в коммерческий оборот вовлекаются незаконно полученные доходы. Деньги могут неоднократно переводить в безналичную форму, а потом обналичивать, чтобы замаскировать их движение.
Для создания однодневок часто используются документы третьих лиц, при этом последние могут и не подозревать о своем участии. Кроме того, при легализации средств часто применяют поддельные документы, в том числе и удостоверяющие личность, так как преступники стараются максимально усложнить возможное следствие. Крайне привлекательным для тех, кто имеет незаконные доходы, является размещение их на счетах в других странах. Деньги, хранящиеся в офшорных зонах, таких как Кипр, крайне сложно отследить и арестовать, поскольку в большинстве случаев офшоры гарантируют конфиденциальность бенефициаров.
Триллион постиранных рублей
Для России борьба с отмыванием денег особо важна в силу масштабов этого явления. В феврале 2012 года тогда еще вице-премьер Виктор Зубков заявил, что в прошлом году из страны незаконным путем было выведено около триллиона рублей. Цифра равняется почти 4 процентам ВВП. Для сравнения, это всего на 100 миллиардов рублей меньше, чем весь бюджет российского МВД.
Отток капитала из России, с которым пытается бороться правительство, по итогам 2011 года составил 2,5 триллиона рублей. Получается, что на незаконные операции пришлось около 40 процентов денег, потерянных российской экономикой. Кроме того, тогда же Зубков отметил, что еще около триллиона незаконных доходов было обналичено в пределах России. Заявления Зубкова почти совпали по времени с предвыборными тезисами нынешнего президента Владимира Путина, который назвал вывод российской экономики из офшоров (следовательно, и прекращение ее "утекания" туда) своей приоритетной задачей.
В конце марта стало известно, что Росфинмониторинг (служба, главной задачей которой как раз и является борьба с отмыванием денег) готовит ужесточение законодательства. Деловые СМИ наперебой сообщали о новых инициативах чиновников, направленных на борьбу с легализацией средств. Наконец, 17 августа Росфинмониторинг представил на всеобщее обсуждение соответствующий законопроект. Документ содержит поправки более чем в десять федеральных законов и кодексов РФ, но стоит остановиться на нескольких наиболее значимых - и наиболее жестких - предложениях.
Скелеты на банковских счетах
Одна из мер, предложенных финансовыми чиновниками еще до публикации законопроекта - расширение полномочий налоговых органов при работе со сведениями, которые могут быть отнесены к банковской тайне. Под последней понимаются данные о наличии и движении денег на счетах компаний и граждан, а также данные о самих владельцах счетов. Банки не имеют права раскрывать эти сведения, кроме особых случаев, предусмотренных законом.
Сейчас в России доступ к данным о счетах компаний и индивидуальных предпринимателей может получить Федеральная налоговая служба (ФНС) в рамках налогового контроля. Данные о средствах граждан в большинстве случаев ей недоступны. Правоохранительные органы имеют право получить сведения о счетах как компаний, так и граждан, но только в рамках расследования уголовного дела. Подготовленный законопроект предлагает расширить возможности следственных органов и наделить их правом полностью отменять банковскую тайну по решению суда, а банкам запретить информировать кого-либо об интересах следствия к счетам тех или иных граждан и компаний.
Кроме того, Росфинмониторинг предлагает фактически полностью отменить банковскую тайну при работе с государством и обязать банки уведомлять налоговые органы об открытии счетов любыми людьми. Не совсем понятно, как это будет контролироваться и какой даст эффект: только за прошлый год в том же Сбербанке было открыто более 20 миллионов счетов граждан, а всего число счетов в крупнейшем банке страны превышает 350 миллионов. Проанализировать такой объем информации вряд ли представляется возможным.
Подобный законопроект уже вносили в Госдуму весной этого года. Автором документа выступили Минфин и Росфинмониторинг. Они предлагали наделить ФНС правом запрашивать данные о счетах граждан у банков, но законопроект был отклонен. Комментируя решение депутатов, глава бюджетного комитета Андрей Макаров констатировал, что особой необходимости "в раскрытии банковской тайны просто так" нет.
Наказание должно быть жестким
Чиновники предлагают снизить до 600 тысяч рублей размер "отмытых" средств, считающийся крупным (фактически, с этого порога наступает серьезная уголовная ответственность). При этом саму ответственность планируется несколько снизить.
Отдельно предлагается ввести новую статью в УК (193 пункт 1), которая будет предусматривать ответственность за перечисление средств за границу по подложным документам. При этом за подобное деяние в особо крупном размере (более 30 миллионов рублей) виновных планируется наказывать лишением свободы от 5 до 10 лет. В УК также должен появиться термин "контрабанда денег".
Кроме того, чиновники предлагают за счет ужесточения правил регистрации предприятий нанести удар по фирмам-однодневкам. Стоит остановиться на одной такой норме - компании будут обязаны ежедневно получать почтовые сообщения по адресу регистрации. В противном случае их операции могут быть временно заморожены. Очевидно, что подобная мера может сильно повредить добросовестным бизнесменам, поскольку создаст им совершенно ненужную работу.
Ваши действия не имеют смысла
Еще одна новелла чиновников - ФНС разрешит не учитывать сделки, не имеющие явного экономического смысла. Как будет определяться осмысленность действий бизнесменов, пока точно не известно. Деловые СМИ высказывают опасения, что именно эта графа станет очередной коррупционной лазейкой и способом давления на бизнес со стороны налоговых чиновников, многие из которых и сейчас особой чистоплотностью не отличаются.
Кроме того, налоговиков планируется обязать проводить расширенные проверки при любом уточнении уплачиваемых налогов в сторону уменьшения, а компании - обосновывать получение любого убытка. Банкам предписано также отказывать клиентам в "не имеющих смысла" операциях. В свою очередь, финансовые учреждения смогут замораживать счета клиентов при подозрении в отмывании средств, а Росфинмониторинг намерен с помощью банков контролировать все сделки на сумму более 600 тысяч рублей.
Бизнес вряд ли смирится с внесением подобного законопроекта - в случае его принятия для компаний будут созданы существенные трудности. Кроме того, против могут выступить и депутаты Государственной думы, как это было с законопроектом по отмене банковской тайны в интересах ФНС.
В целом, законопроект Росфинмониторинга демонстрирует любимый прием правительства в борьбе с тем или иным негативным явлением - ужесточение контроля и наделение чиновников дополнительными полномочиями. Трудно сказать, даст ли это положительный эффект, особенно если учитывать, что в существовании бизнеса по легализации денег заинтересовано множество самих коррумпированных госслужащих.