21 августа нефтяная компания "Лукойл" сообщила о повышении розничных цен на бензин - впервые с апреля текущего года. Деловые СМИ прогнозируют, что за "Лукойлом" стоимость топлива будут поднимать другие крупные игроки, и бензин подорожает на 2-2,5 рубля за литр. Россию ожидает скачок топливных цен, отложенный в начале года по политическим мотивам.
На прошлой неделе Росстат сообщил, что цены на автомобильное топливо в России не менялись уже более семи недель. Многие склонны воспринимать это как "передышку перед решающим прыжком" - и деловая пресса, и эксперты, и участники рынка прогнозировали рост цен на топливо еще в марте-апреле текущего года. Тем не менее, долгое время каких-либо серьезных изменений с ценниками не происходило.
Наконец, 21 августа крупнейшая частная нефтекомпания России "Лукойл" объявила о повышении цен на московских заправках. Стоимость бензина АИ-92 выросла на 25 копеек за литр до 27,97 рубля, АИ-95 - на 50 копеек до 30,47 рубля, дизельного топлива - на 35 копеек до 30,47 рубля. По сообщениям СМИ, рост цен происходит не только в Москве.
Так, по данным РИА Новости, на АЗС "Лукойла" в Московской области литр бензина подорожал в среднем на 25-40 копеек. Дизельное топливо "Экто" подорожало на 45 копеек до 29,42 рубля. Также поднялись цены на автозаправках компании в Тверской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Тульской и Брянской областях.
В Москве "Лукойл" перешагнул психологическую планку в 30 рублей за литр топлива, и, скорее всего, за ним последуют другие участники рынка. Это уже происходит: рязанский портал Auto62rus.ru сообщил о росте цен на заправках "Рязаньнефтепродукта" ("дочка" ТНК-BP) и на АЗС независимых компаний, а газете "Коммерсантъ" в агентстве Reuters (проводит мониторинг топливных цен) заявили, что "Роснефть" подняла цены в Смоленской, Тамбовской и Курской областях.
Насколько вырастут цены, предсказать сложно. По прогнозам Российского топливного союза (РТС), ожидается повышение в среднем на 2-2,5 рубля за литр. В РТС связывают грядущее повышение с сезонностью: во время сбора урожая больше топлива требуется сельскому хозяйству, а вернувшееся из отпусков население чаще пользуется личным транспортом.
В Федеральной антимонопольной службе газете "Ведомости" уже заявили, что не допустят неоправданного роста цен, но пока для повышения действительно есть экономические предпосылки. Раньше об этих предпосылках уже говорили эксперты и пресса, когда прогнозировали скачок стоимости топлива. "Лента.ру" постаралась в них разобраться.
Ножницы Сечина
В декабре прошлого года правительство заключило соглашение с нефтяниками о том, что последние не будут повышать цены на топливо до марта 2012 года. Инициатива трактовалась не иначе как предвыборная, и сразу стало понятно, что после снятия моратория нефтяники могут начать переписывать ценники, чтобы компенсировать убытки.
В России самый дешевый бензин среди всех европейских стран. Так, по данным на первое полугодие 2012 года, средняя стоимость Аи-95 в РФ составляла 28,3 рубля. В стране Европы с самым дорогим бензином - Норвегии - 79,8 рубля. В Италии 71,1 рубля, Нидерландах - 70,1 рубля, Греции - 68,8, Финляндии - 67,2, Великобритании - 67,1, Германии - 65,4, Франции - 62,1 рубля, Украине - 44, Белоруссии - 28,7 рубля. В Китае средняя стоимость бензина-95 составляет 39,5 рубля за литр, а в США - 31,4 рубля. Но в РФ цены на бензин все равно выше, чем в странах ОПЕК. Так, в Иране топливо стоит 21,2 рубля, в ОАЭ - 15 рублей, в Египте - 17 рублей, в Саудовской Аравии - 4,6 рубля.
Источник: РИА "Рейтинг"
Сообщалось, что занимавший тогда пост вице-премьера Игорь Сечин давал правительству поручение разработать схему поддержки нефтяников. Так, рассматривался вопрос о снижении таможенных пошлин для компаний, пострадавших из-за заморозки цен. Кроме того, говорили о возможном запрете повышать оптовые цены на бензин и ДТ. Однако о том, были ли сделаны эти шаги, ничего не известно.
Газета "РБК daily" в апреле писала, что нефтяники также условились с чиновниками о заморозке цен до инаугурации Владимира Путина 7 мая. По данным издания, розничные продавцы топлива "повышают цены постепенно и только по согласованию с первыми лицами компаний", так как любое переписывание ценников считается "политической акцией".
Заморозка цен на топливо совпала с повышением акцизов. Сбор поднимали в РФ в 2012 году дважды: с 1 января и с 1 июля. В общей сложности рост составил 29-32,6 процента. Учитывая, что доля акцизов в розничной стоимости топлива составляет около 10-15 процентов, подобное повышение не могло пройти незамеченным для рынка.
Таким образом, розничные продавцы бензина в первой половине 2012 года оказались в "ножницах" - с одной стороны цены им не дает поднять правительство, а с другой - власти повышают налоги на их товар. В таких условиях следует ожидать или роста стоимости топлива "когда будет можно", или его дефицита. Но летом ожидаемого повышения также не произошло, что было, возможно, связано с мировой экономической ситуацией.
Причем здесь Иран?
В России - в одной из крупнейших в мире стран-экспортеров нефти - внутренние цены на энергоресурсы зависят от мировой конъюнктуры. Когда цены на нефть на мировых рынках растут, продажа энергоресурсов за рубеж становится более рентабельной. Это касается не только сырой нефти, но и таких нефтепродуктов, как мазут и дизельное топливо. Значительная часть тяжелых нефтепродуктов потом перерабатывается в топливо более высокого качества на заводах в странах-импортерах.
Следовательно, при росте мировых цен на энергоресурсы компаниям выгодно отправлять нефть и часть нефтепродуктов за рубеж, и внутреннее предложение сокращается. При этом спрос не падает, и, как следствие, цены на нефть внутри страны растут, а вслед за ними повышаются цены на оптовом рынке топлива. В таком случае АЗС должны переписывать ценники вслед за оптовиками.
В первой половине 2012 года мировой рынок нефти оказался сильно "разогрет" нестабильностью на Ближнем Востоке, а именно международными санкциями в отношении Ирана - на нефть из этой страны эмбарго наложили Евросоюз и США. Весной текущего года энергоресурсы уверенно дорожали, но в мае из-за роста производства в странах ОПЕК и сокращения мирового спроса они подешевели, и баррель упал ниже 100 долларов. Не исключено, что именно поэтому в мае 2012 года розничные цены на бензин в России не подскочили - нефтяники направили больше углеводородов на внутренний рынок.
Но уже летом цены энергоресурсов на мировых рынках снова возобновили рост. Так, по состоянию на 22 августа, стоимость октябрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI составила 96,97 доллара за баррель, а на североморскую нефтяную смесь марки Brent - 114,78 доллара. Вслед за ними поползли цены и на оптовом рынке в РФ. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод с 9 июня по 17 августа поднял стоимость дизельного топлива с 27 700 рублей за тонну до 30 300 рублей. До этого цены на МНПЗ держались на одном уровне почти полтора месяца. Очевидно, что за оптовиками должны последовать и розничные заправки.
Сапожник без сапог
В мае 2012 года агентство Bloomberg составило рейтинг болезненности цен на бензин, который демонстрирует, как соотносятся средние зарплаты в странах и стоимость топлива. Россия заняла 29 место из 60 стран, включенных в исследование. Так, на среднюю зарплату в РФ можно купить 869 литров бензина, а среднестатистический житель Норвегии - страны с самым дорогим топливом в Европе - может позволить себе 1907 литров. При этом большинство стран Европы с дорогим бензином, в том числе Франция, Дания и Великобритания, показали лучшие результаты, чем РФ. США расположилась на 44 месте. Кроме того, лучше России показали результаты такие экспортеры нефти, как ОАЭ (53 место), Саудовская Аравия (52-е) и Венесуэла (55-е). Намного хуже дела обстоят в таких экспортерах нефти, как Египет (10 место) и Иран (18 место). Китай занял четвертое место.
Обычно, когда говорят о грядущем переписывании ценников на АЗС, вспоминают ФАС - ведомство, которое борется как с монопольным положением нефтяников, так и с необоснованным повышением розничных цен. Но осенью 2012 года, скорее всего, ожидается именно обоснованный рост. Конечно, власти могут снова запретить поднимать цены владельцам АЗС, но это может привести к дефициту бензина в рознице, так как начнется недостаток предложения.
Скорее всего, давить на розничных продавцов будет бессмысленно. Так, согласно расчетам "Московского Комсомольца", сейчас на розничную надбавку приходится всего 10 процентов стоимости бензина. При этом обычно российские АЗС работают при доходности 12-16 процентов, за счет которой, в том числе, оплачиваются и затраты на организацию розничной торговли. Чтобы достигнуть приемлемого для владельцев заправок уровня, цены нужно поднять на 50 копеек.
Таким образом, за счет административного давления со стороны ФАС рост цен остановить вряд ли получится. Правда, правительство, скорее всего, и не допустит резкого скачка - для властей предпочтительнее "ползущая" топливная инфляция. Так удастся растянуть повышение, но не остановить, и этой осенью оно вполне вероятно.
Если же говорить о том, почему Россия, являясь крупным экспортером нефти, не может похвастаться низкими ценами на бензин (особенно если сравнивать их со стоимостью труда), то причины кроются, конечно, не "в жадности топливных компаний". Во-первых, в стране высокие транспортные издержки. Кроме того, западносибирская нефть уступает по качеству (и по себестоимости переработки) углеводородам стран Персидского залива.
Но, скорее всего, самую важную негативную роль играют недостаточные инвестиции в нефтепереработку, из-за чего многие НПЗ до сих пор работают на устаревшем и изношенном оборудовании, в том числе и советском. Рентабельность производства нефтепродуктов в РФ намного меньше, чем добычи и экспорта сырой нефти, и это касается как частных, так и государственных нефтекомпаний. Пока выхода из ситуации, настолько же простого, как и предвыборная заморозка цен, государство не нашло.