Посол США в Ливии Кристофер Стивенс и трое его коллег 11 сентября 2012 года были убиты в Бенгази местными фанатиками-исламистами. Поводом к штурму консульства стало появление в интернете фильма "Невинность мусульман", снятого американскими евреями-радикалами. Ни посол, ни погибшие с ним люди никакого отношения к этому фильму не имели.
Кристофер Стивенс, двое морских пехотинцев из охраны консульства и еще один дипломат скорее всего даже не поняли, за что их убивают. Фильм, спровоцировавший ненависть исламистов, в широком прокате не шел, его авторы и исполнители ролей никому не известны. Картину всего лишь один раз показали в полупустом зале в Калифорнии, да и те несчастные, кто все-таки попал на сеанс, сбежали из кинотеатра после первых же минут просмотра.
Фильм, представляющий, скажем так, альтернативную историю жизни пророка Мухаммада и сильно апокрифическую версию появления ислама, представляет собой исключительно низкопробный продукт, смотреть который без острой необходимости решительно невозможно. Измазанные гуталином актеры изображают загорелых, но злых и глупых арабов с убедительностью похмельного тракториста, играющего Ромео в сельском клубе. Сценарий, декорации и режиссерская работа - на соответствующем уровне. Вообще говоря, от жителя Южной Калифорнии израильского происхождения (как он сам себя идентифицирует), собравшего на фильм пять миллионов долларов (!), можно было ждать чего-то более путного.
Однако Сэму Бэйсилу (Sam Bacile) все понравилось. Он гордо объявил, что фильм - это его работа, нацеленная на "разоблачение ислама и его пороков". Разоблачению, правда, скорее, подверглась полная нравственная и творческая нищета создателя "Невинности мусульман". У незаинтересованного зрителя фильм вызывает эмоции, обратные желаемым: посмеяться хочется над сокрушительным кретинизмом его создателей. Тем не менее, в мире нашелся человек, которому это творение тоже пришлось по вкусу, - радикальный христианский пастор Терри Джонс, давно воюющий с исламом путем сожжения у себя во Флориде копий Корана.
Джонс, посмотревший фильм в интернете, пришел от него в восторг, моментально опознав в его создателях своих братьев по разуму (или его отсутствию). О неожиданно приятной для него находке были извещены все интересующиеся мнением "борца с исламом".
Тут надо отметить еще один важный момент. Для нормальных людей престарелый пастор давно уже является в меру опасным фриком, но никак не лидером общественного мнения. Его основная аудитория - это такие же, как он, диванные крестоносцы и их антагонисты из мусульманского мира - радикальные исламисты, ищущие повода для теракта-другого. Две эти категории людей активно обмениваются поводами для взаимной ненависти и едва ли могли бы существовать друг без друга.
Новости об антиисламском фильме, затронувшем самые нежные струны пасторской души, с огромным энтузиазмом были восприняты в среде джихадистов. О степени их воодушевления свидетельствует хотя бы тот факт, что первым языком, на который оказался переведен "Невинный ислам", стал арабский. Причем анонимным авторам перевода для возбуждения в единоверцах пущей ненависти даже не понадобилось подыскивать выражения покрепче. Герои произведения Сэма Бэйсила в оригинальной версии отличаются полным отсутствием взаимоуважения и на оскорбления не скупятся. По части тупого и даже примитивного разжигания фильм вышел что надо.
Если вспомнить "карикатурный скандал" или одну из историй со сжиганием Коранов, среднесрочные события предсказать не так уж трудно: создатели фильма будут объявлены врагами религии, какой-нибудь малоизвестный имам приговорит их к смерти, а потом могут и правда появиться желающие отомстить. Однако религиозным фанатикам нужна была какая-то немедленная реакция, способная привлечь внимание к столь благодатной для них теме. Погром посольства - самое оно.
Однако для качественного погрома необходима мобилизация разгневанных народных масс. Фильм "Невинный ислам" подходит для этой цели идеально. Просмотр любых пяти минут этой картины, заботливо снабженной арабским переводом, с легкостью превращает какого-нибудь мирного, но малообразованного Абдаллу с кальяном в зубах в воина Аллаха с горящими глазами. Когда появятся переводы на фарси, пушту и урду, стоит ждать серьезных волнений и в Афганистане с Пакистаном. С тамошним уровнем культуры и образования обязательно появится множество оскорбленных.
Под новости об очередном оскорблении пророка Мухаммада в Каире моментально собралась внушительная толпа людей, отправившихся громить посольство США. Задора погромщикам добавлял слух о том, что в создании фильма участвовали местные христиане-копты. Откуда взялись такие данные, не очень понятно, но сравнительно юная ненависть к далеким американцам подогревалась и стародавней нелюбовью к "неверным" соседям. Однако в Каире захват посольства удался лишь отчасти: защищено оно не хуже средневековой крепости, да и оружия на руках у участников акции не было. В результате им пришлось довольствоваться сожжением американского флага и заменой его на черное полотнище "Аль-Каеды". Для такого дня, как 11 сентября, тоже успех, но все-таки не такой громкий.
В соседней Ливии дело приняло куда более серьезный оборот. Во-первых, в условиях пубертатного либертарианства, царящего сейчас в Ливии, каждый волен придерживаться каких угодно убеждений и при необходимости отстаивать их с помощью автомата Калашникова. Среди местного населения очевидная нестабильность такого положения уравновешивается поголовной вооруженностью. То есть попытка применить модернизированный АК в каком-либо споре чревата обратным аргументом в виде зенитной установки. В этих условиях ливийцы постепенно учатся уважать мнение друг друга и выслушивать даже самые возмутительные речи. Американцы же, в основном, рассчитывали на добрую волю и благодарность местных за избавление их от Каддафи. Охрана консульства в Бенгази была минимальной.
Второе обстоятельство, приведшее к гибели американцев, заключается в страшной отсталости Бенгази от центральной и западной Ливии. Несмотря на значительные экономические успехи последних месяцев, в Киренаике до сих пор множество людей не имеет работы. Для некоторых выходом из ситуации становится присоединение к отрядам радикальных исламистов, обеспечивающих своих членов целью в жизни и методами ее достижения. Проще говоря, в Бенгази джихадисты пока чувствуют себя сравнительно неплохо, хотя и теряют позиции под напором зарождающегося среднего класса.
В этих условиях появление фильма Бэйсила стало для них настоящим подарком небес. В штабе исламистов были налажены массовый просмотр выдержек из "Невинности мусульман" и раздача оружия. После организованная колонна направилась к консульству, где в это время находился посол - он на несколько дней по делам прилетел туда из Триполи. Вооруженные манифестанты быстро смели немногочисленную охрану, подожгли здание дипмиссии и принялись громить все на своем пути. Дипломат, двое морских пехотинцев и еще один человек (по всей видимости, водитель) погибли во время штурма консульства. Как минимум двое из них были расстреляны в секретной защищенной комнате, которую обнаружили нападавшие. Еще почти два десятка людей были ранены. Знали ли они хоть что-нибудь о кинематографических проделках калифорнийского торговца недвижимостью? Едва ли. Но погром состоялся.
На следующий день долго не было ясно, что именно произошло в Бенгази, однако с осуждением произошедшего выступили и в США, и в Триполи. Более того, местные власти по привычке обвинили в нападении сторонников Каддафи, хотя всем было ясно, что они тут ни при чем. Американцы отправили в Ливию дополнительные силы морской пехоты для защиты своих объектов, а израильтяне заявили, что не имеют ничего общего с Сэмом Бэйсилом, заварившим всю эту кашу.
Виноватых в погроме, скорее всего, не найдут. Формально кинематографист-любитель имеет право на выражение своих радикальных идей относительно ислама. Пастор, чья деятельность уже не раз ставила под угрозу жизнь его же сограждан, тоже. Даже исламистов, уничтоживших американское консульство, из единоверцев мало кто осудит - в Египте, например, "Братья-мусульмане" планируют массовый марш протеста ровно по тому же поводу, а с такими новостями из Египта и Пакистан с Афганистаном обязательно подтянутся.
Винить во всем произошедшем стоит лишь одну вещь - религиозный фанатизм. Иудейский (если окажется, что режиссер был иудеем) - за создание очевидно провокационного фильма. Христианский - за предоставленную ему рекламу. И исламский - за варварскую реакцию на провокацию. Погибший в войне между ними Кристофер Стивенс и его коллеги явно не принадлежали ни к тем, ни к другим, ни к третьим.