Семь бед - один ЦБ Банк России хотят сделать регулятором всей финансовой системы

Банк России станет основой для "мегарегулятора" всей отечественной финансовой системы. На этом варианте реформы ЦБ остановились чиновники Минфина. Как конкретно будет выглядеть результат этого переформатирования, пока неясно, так как ЦБ может управлять системой как напрямую, так и через создание дочерней компании. Процесс завершится к концу 2013 или началу 2014 года.

На данный момент функции финансового надзора в России разделены. Центробанк отвечает за работу с коммерческими банками, обеспечивая выполнение ими правил рынка и рефинансируя их, тогда как Федеральная служба по финансовым рынкам сосредоточена на работе с небанковскими организациями - прежде всего, страховщиками, а также участниками фондового рынка.

Идея создания "мегарегулятора", который бы объединял две эти функции, возникла еще в начале 2000-х годов. В 2004 году вместо Федеральной комиссии по ценным бумагам была создана ФСФР, которая должна была обладать всей полнотой полномочий в финансовой системе. Однако несколько лет ушло на то, чтобы выяснить, должна ли новая организация обладать независимостью. В итоге вопрос завис в воздухе, ФСФР выросла из рамок простого регулятора рынка ценных бумаг, но до контроля за всей системой так и не доросла.

Основным аргументом в пользу слияния институтов называется необходимость контролировать сложный механизм, который трудно разделить на банки и небанковские организации. Первые и вторые сейчас глубоко переплетены и иногда складывается ситуация, когда для эффективного контроля над тем или иным банком необходимо отслеживать работу дочерних (или, наоборот, материнских) финансовых организаций. Но организовать синхронную работу ЦБ и ФСФР практически нереально, кроме того, возможны конфликты полномочий.

Еще одно преимущество объединения заключается в том, что небанковские финансовые группы смогут воспользоваться ЦБ как кредитором последней инстанции. Как пишут "Ведомости", это может понадобиться в случае кризисных явлений - на постоянной основе Банк России страховщикам и пенсионным фондам такие услуги оказывать не будет.

В международной практике универсальный регулятор является редкостью - обычно полномочия распределены между разными организациями. Так, дополнительные функции после кризиса 2008 года хотела получить ФРС США, но больших успехов не добилась. Несколько исключений, однако, существует. Так, в Германии местное бюро BaFin полностью отвечает за финансовый надзор, оставляя Бундесбанку только рефинансирование. Эта служба подпитывается из средств коммерческих организаций, тем самым исключая зависимость от бюджета.

В Великобритании схожие функции долгое время выполняло Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA). Однако его история подходит к концу: к 31 декабря 2012 года управление будет расформировано, а его полномочия распределятся между агентствами Банка Англии и несколькими самостоятельными организациями. FSA в последние годы довольно много ругали, в частности, за пренебрежение сигналами о надвигающемся кризисе, а совсем недавно - из-за непрозрачной системы вычисления ставки LIBOR, породившей грандиозный скандал. В конечном счете британские власти решили, что в таком виде организация недееспособна.

Еще одним примером суперрегулятора является Монетарное управление Сингапура (MAS). Оно как раз-таки является в первую очередь Центробанком, рефинансирующим банки, контролирующим потоки иностранной валюты и печатающим деньги, а уже во вторую - регулятором страховщиков, пенсионных фондов и рынка ценных бумаг.

Судя по обсуждению проекта регулятивной реформы, в России возьмут на вооружение именно сингапурский опыт. ЦБ в качестве базовой организации имеет несколько преимуществ. Во-первых, он самоокупаем и может оплачивать свои расходы самостоятельно за счет заработанной прибыли. Во-вторых, не придется заново трудоустраивать огромную массу людей - только в надзорном блоке ЦБ работает около 4 тысяч человек.

Что касается ФСФР, то в каком-то виде эта организация продолжит существовать. Вероятнее всего, для нее сохранят функции регистрации участников рынка, а также борьбу с инсайдерской информацией и защиту прав потребителей и инвесторов.

Участники рынка оценили надвигающуюся реформу в основном без особого восторга, впрочем, и в штыки тоже не восприняли. Банкиры считают, что ЦБ обладает всеми необходимыми ресурсами для осуществления такой деятельности. В то же время, бывший глава ФСФР Олег Вьюгин (ныне возглавляющий МДМ-банк) уверен, что банковский и небанковский надзор все же нужно разделять. Он предложил создать на базе ФСФР новое агентство, которое, будучи подконтрольно совету директоров Банка России, все же занималось бы биржами, управляющими компаниями и другими организациями самостоятельно. С осторожностью относятся к реформированию своей надзорной организации страховщики, опасающиеся нехватки у ЦБ специфического опыта работы с этим сектором финансовых услуг.

Лишь бывший председатель Банка России Виктор Геращенко высказался по поводу инициативы правительства в свойственном ему язвительном стиле. В интервью "РБК daily" он заявил, что "пусть делают, что хотят - дуракам закон не писан". Он сослался на пример Великобритании и Франции, где выделение надзорных функций приводило к резкому падению качества контроля над банками. Геращенко посоветовал правительству и ЦБ вместо этого перестать финансировать дефицит бюджета США, скупая их облигации.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше