Суд присяжных в штате Огайо признал 16 членов протестантской секты амишей, отрезавших бороды собратьям по общине, виновными в преступлении на почве ненависти. Прокурорам удалось доказать, что отрезание бород у мужчин и волос у женщин было не заурядным хулиганством, а куда более тяжким деянием, за которое федеральный закон в качестве наказания предусматривает не менее 10 лет тюрьмы. Приговор будет объявлен в январе 2013 года.
Осенью 2011 года несколько членов общины амишей в штате Огайо (в общине состояли два десятка семейств) возмутились авторитаризмом своего епископа Сэмюэля Маллета (Samuel Mullet). Они отказались подчиняться его требованиям: епископ почти до невозможности ужесточил их и без того крайне строгие ежедневные бытовые и религиозные предписания. Тогда Маллет повелел более послушным общинникам (в том числе четверым своим детям и другим родственникам) отомстить диссидентам. Вооруженная ножницами для стрижки скотины и машинками для бритья бород банда вламывалась по ночам к "провинившимся" соседям. Мужчинам отрезали бороды, а женщинам - волосы. Всего было совершено пять нападений, в результате которых пострадали девять человек. Сам Маллет непосредственного участия в налетах не принимал, но те, кого он посылал на "дело", в качестве доказательства своих подвигов приносили ему отрезанные волосы и фотографии с места преступления.
Столь необычный способ мщения они выбрали потому, что для амишей борода является одним из важнейших атрибутов их религиозной принадлежности, символом служения богу. Отметим, что именно этот факт сыграл решающую роль на суде. Принудительное избавление верующего амиша от бороды можно сравнить только с принудительным же отлучением от церкви обычного христианина. Жертвам было нанесено страшное оскорбление. Настолько серьезное, что они, вопреки правилу общины не иметь дела с американским государством и его правосудием, обратились в полицию. В дело вмешалось ФБР, и виновные (среди них были и женщины) попали под арест в октябре-ноябре 2011 года. Судебные слушания длились три недели, присяжным понадобилось четыре дня для вынесения приговора. СМИ особо подчеркивают, что в составе коллегии не было членов секты амишей. Таким образом, присяжным пришлось вникать в тонкости правил жизни общины.
Амиши представляют собой христианскую секту протестантского толка, по своим убеждениям близкую к анабаптистам - их вероучение основано на очень строгом толковании Библии, а также на соблюдении не менее строго регламентированного жизненного уклада. Радио, телевидение и интернет среди амишей строжайше запрещены. А если бы и были разрешены, то вдоволь насладиться этим благами цивилизации амиши все равно не смогли бы, поскольку пользование электричеством у них тоже не допускается. Да и до интернета ли тут, если водопроводом и двигателем внутреннего сгорания пользоваться нельзя, а значит, пахать и сеять (а живут амиши только тем, что вырастили сами, никаких гипермаркетов и готовой пиццы) приходится, как в старину. Общин у амишей много, они различаются по степени строгости и, скажем так, изобретательности запретов. Кое-где, впрочем, используются грузовые автомобили и трактора, а в некоторых ответвлениях секты разрешено даже, страшно сказать, использование телефона.
В трудах и заботах, наряженные в домотканую одежду XVIII века, колесят амиши на повозках, запряженных лошадьми, по США и Канаде - эти две страны представляют собой основной ареал их расселения. В Новом Свете проживает около 270 тысяч последователей учения амишей. И почти все они произошли от нескольких сотен предков, которые перебрались из Европы в Америку в XVIII-XIX столетиях, спасаясь от преследований по религиозным мотивам. Движение зародилось на территории современных Франции, Германии и Швейцарии после того, как в конце XVII века в рядах местных протестантов-анабаптистов произошел раскол. До сих пор наиболее консервативные амиши говорят на диалектах немецкого языка.
Одно из главных отличий секты от христиан традиционных конфессий состоит в том, что они не строят храмы и другие культовые сооружения, а проводят богослужения на дому. В отличие от католиков, крещение у амишей происходит только в сознательном возрасте, а именно в 16-25 лет. Вступить в брак (естественно, лишь с другими амишами) может только тот, кто принадлежит к их церкви. Семьи у амишей, как правило, многодетные, поэтому число их стремительно увеличивается.
Из-за близкородственных браков среди амишей часто встречаются наследственные заболевания, и многим родителям приходилось покидать общину (что фактически означает отлучение от церкви) ради того, чтобы отправить детей в больницу - прибегать к помощи американской медицины амишам не разрешается. Услугами социального страхования сектанты не пользуются в принципе. По этой причине правительство США в середине 1960-х годов отменило для них часть налоговых выплат.
Кроме того, власти разрешили им не служить в армии: поскольку амиши практикуют непротивление злу насилием, они категорически отказывались проходить военную службу. И толерантное американское государство на время военных действий присваивает им статус граждан, которых не призывают в армию по причине их идейных убеждений.
Новые конгрегации создаются с тех пор, как первые амиши-переселенцы прибыли в Америку, чтобы дожидаться второго пришествия в более спокойной обстановке, чем вечно воюющая Европа. Известны амиши нового обряда и амиши старого обряда, а также амиши-меннониты Бичи и многие другие. Одним, к примеру, разрешено курить и употреблять алкоголь, других предаваться вредным привычкам давно отучили. Различия и противоречия между различными ответвлениями секты амишей непосвященный человек разглядит только под микроскопом. Но в одном вопросе амиши всего мира едины: это вопрос о бороде.
Именно к бороде и ее священной роли апеллировали прокуроры, посвящая присяжных в таинства жизненного уклада амишей. Женатым мужчинам строго запрещается брить бороду, а замужним женщинам - стричь волосы. Сторона обвинения настаивала, что речь идет именно о преступлении по мотивам ненависти, поскольку нападавшие знали о важности бороды для последователей учения и, отрезая ее, намеренно оскорбляли их. Следствие доказало, что ночные вылазки фермеров с ножницами были отнюдь не хулиганством: нападавшие нарушили одно из важнейших гражданских прав других членов общины - право на свободу вероисповедания. Кроме того, речь в данном случае идет не о какой-то шуточной выходке: свидетели рассказывали, что нападавшие действовали очень жестоко, и жертвы были в крови и синяках.
Таким образом, сектантов осудили не потому, что они нарушили некие древние священные каноны своей, прямо скажем, неоднозначной общины. Они надолго сядут в тюрьму, потому что преступили федеральный закон, а именно акт Мэтью Шепарда (Matthew Shepard and James Byrd, Jr. Hate Crimes Prevention Act), который "запрещает нанесение телесных повреждений с использованием оружия по причине религиозной принадлежности". Закон был принят в октябре 2009 года и дополнил уже существующий федеральный закон 1969 года, по которому преступлением на почве ненависти считались правонарушения, совершенные по мотивам расовой, религиозной или этнической розни.
В этом деле есть еще один важный момент. Своим жестоким обращением с прихожанами, нетерпимостью и диктаторскими замашками епископ Сэмюэль Маллет привлек внимание к своей фигуре еще несколько лет назад. В 2006 году его поведение обсуждалось на организованном по этому случаю конгрессе других епископов-амишей. На процессе 2012 года некоторые женщины жаловались на то, что пастор принуждал их к сексуальным отношениям, а "провинившихся" мужчин (в чем состояли их прегрешения, не уточняется) отправлял спать в курятник. Это стало известно широкой публике только сейчас, но вся округа задолго до суда знала, что Маллет злоупотреблял одним из самых страшных для прихожан наказанием - так называемым "избеганием". Провинившегося подвергают полной обструкции, ему запрещают вступать в контакт с членами общины. Но раньше этим никто не возмущался, и за издевательства над прихожанами Маллета к суду не привлекали. Потому что это считалось их личным делом: хотят, мол, во всем слушаться своего полоумного тирана - и бог в помощь, пусть разбираются сами, кому с кем можно разговаривать и не пора ли уже разрешить пользоваться велосипедом.
Как и индейцев, Америка оставила амишей в покое с их повозками, нелепыми нарядами и нежеланием учиться и лечиться. Вот только самим членам секты, практически отданным на милость своих далеко не всегда адекватных духовных наставников, в случае чего негде искать помощи, кроме как у государства. И когда Маллет и его подельники нарушили вполне конкретный федеральный закон, не допускающий физического насилия над другими людьми, ФБР пришлось вмешаться. И никакие ссылки на порядки, заведенные среди амишей в XVIII веке, теперь не помогут.