Компания Toyota, один из крупнейших автопроизводителей в мире, 10 октября объявила об отзыве рекордной партии автомобилей из-за возможной неисправности стеклоподъемника водительской двери. В общей сложности проверке подлежат 7,43 миллиона машин различных моделей 2005-2010 годов выпуска. Акция Toyota станет самой масштабной в мире с 1996 года, когда компания Ford отозвала почти восемь миллионов машин для проверки исправности системы зажигания.
Как заявили представители японского автогиганта, в стеклоподъемниках более десятка моделей Toyota может отсутствовать смазка, что приводит к трению в механизме и риску задымления или возгорания. По данным Associated Press, компания уже получила множество жалоб на неисправность стеклоподъемника, в частности, порядка 200 в США и 39 в Японии. При этом Toyota поспешила объявить, что несчастных случаев из-за дефекта не зарегистрировано. Контролирующие органы США, в свою очередь, заявили о 161 случае возгорания в стеклоподъемниках и девяти пострадавших.
Именно в США японской компании предстоит проверить крупнейшую партию своих автомобилей: 2,47 миллиона машин моделей Yaris, Corolla, Matrix, Camry, RAV4, Highlander, Tundra, Sequoia и Scion. В Китае отзыву подлежат 1,4 миллиона машин. В Европе в общей сложности проверку пройдут 1,39 миллиона автомобилей, включая модели Yaris, Corolla, Auris, Camry и Rav-4. На родине Toyota, в Японии, компания отзовет около 460 тысяч автомобилей моделей Vitz, Belta, Ractis, Ist, Auris и Corolla Lumion. В России же, по данным местного представительства Toyota, на которое ссылается "РБК daily", проверка коснется 247,98 тысячи автомобилей Auris, Camry, Corolla, RAV4 и Yaris, выпущенных с октября 2006 по декабрь 2008 года.
По данным издания USA Today, которое ссылается на представителя Toyota в США Брайана Лайонса (Brian Lyons), неисправность стеклоподъемника не является производственным дефектом. Как пояснил Лайонс, в поломке механизма, по всей вероятности, виноваты дилеры, использовавшие неправильную смазку на автомобилях, выставленных для показа в салонах. Для устранения дефекта в механизм стеклоподъемника достаточно добавить сертифицированный фторовый лубрикант. Проверка каждого из отозванных автомобилей в среднем займет около 40 минут.
Отзыв машин для устранения неисправностей - привычное явление для крупнейших мировых автопроизводителей. Тем самым компании выполняют перед клиентами обязательства по обеспечению качества и безопасности своей продукции. Крупнейшим в истории отзывом стала акция американской компании Ford, которая в 1996 году объявила о необходимости проверить исправность системы зажигания у 7,9 миллиона своих машин по всему миру. В апреле 2012 года об отзыве 94 тысяч автомобилей Lada Kalina и Lada Granta объявил и российский автогигант "АвтоВАЗ". Свое решение компания объяснила необходимостью исключить потенциальную неисправность топливной системы.
Октябрьский отзыв автомобилей стал для Toyota не только рекордным, но и шестнадцатым за период с 2007 по 2012 год. В общей сложности за последние годы компания объявила о необходимости проверить свыше 14 миллионов машин. Только в 2012 году это уже пятый отзыв. В феврале Toyota решила проверить 427 внедорожников RAV4 из-за дефекта боковых подушек безопасности. В марте 495 тысяч пикапов Toyota Tacoma пришлось проверить на исправность рулевой системы. Тогда же компания заявила о возможном дефекте выключателя стоп-сигнала на 70,5 тысячи седанов Camry и 116 тысячах кроссоверов Venza. В мае дефект электронной рулевой системы заподозрили у 650 седанов Lexus GS30 F-Sport. В августе для проверки надежности крепления задней подвески по всему миру отозвали свыше полутора миллионов RAV4 и несколько тысяч седанов Lexus HS 250h.
Самым неудачным периодом для Toyota стали 2009-2010 годы. В общей сложности компании пришлось отозвать свыше девяти миллионов машин (11 миллионов с учетом грузовиков) по всему миру из-за неудачной установки коврика под водительским сиденьем, который мог заблокировать педаль газа. Финансовые потери компании составили около 1,93 миллиарда долларов.
Какие убытки компания понесет в текущем финансовом году, который заканчивается в марте 2013-го, неизвестно. По данным аналитиков Standard & Poor's, на которых ссылается АР, вечером в среду, 10 октября, акции Toyota упали на 2,1 процента - до 74,46 доллара за штуку. Тем не менее, как отмечает агентство, в США продажи японской компании выросли на 32 процента за девять месяцев 2012 года. По итогам первой половины текущего года Toyota продала в общей сложности 4,97 миллиона машин, заняв первое место в мире и обойдя ближайшего конкурента в лице General Motors на 300 тысяч машин.
В России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (.pdf), за январь-сентябрь 2012 года Toyota реализовала 129,19 тысячи машин, включая 117,78 тысячи автомобилей Toyota и 11,4 тысячи Lexus. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года рост продаж составил 35 процентов. Самыми продаваемыми моделями на российском рынке остаются Corolla и Camry, разошедшиеся за девять месяцев тиражом в 26,6 и 25,7 тысячи единиц соответственно.
Впрочем, отзыв семи с половиной миллионов автомобилей не может не сказаться на репутации Toyota. Пусть в самой компании проверку и называют лишь "мерой предосторожности" в заботе о покупателях, нет никакой гарантии того, что президенту Toyota Акио Тойоде не придется вновь публично извиняться за качество своих машин, как это было в феврале 2010 года.