29 октября РИА Новости собрало две сотни блогеров из российских регионов (и немного из-за рубежа) на "НеФорум", чтобы поговорить о влиянии блогосферы на жизнь общества и отдельных людей. В программе мероприятия было заявлено много интересных тем: от того, как стать суперпопулярным блогером и разбогатеть на своем дневнике, до того, как превратиться в бренд. Но в итоге получилось невнятное нечто.
Открылась встреча традиционным обращением самого популярного блогера России, по совместительству отработавшего четыре года президентом страны. В письме участникам "НеФорума" Дмитрий Медведев говорил примерно то же самое, что до этого организаторы опубликовали в описании своего мероприятия: мол, зачастую блогеры опережают традиционные СМИ, рассказывая о новостях первыми и дополняя их "эмоциональными комментариями". Эти рассуждения о потенциальной пользе блогерской массы, с которыми РИА Новости выступали еще на "Неделе Российского Интернета" (17-19 октября), стали предпосылкой к запуску очередного проекта "для сообщества".
Итак, к уже существующему "Ты репортер" добавляется портал "Клуб блогеров", который и был представлен на "НеФоруме". Ресурс задуман как место для взаимовыгодного сотрудничества информагентства и простых смертных. С его помощью блогеры смогут предлагать темы, слишком сложные для того, чтобы их освещал непрофессионал, а РИА Новости будет их (если сочтет нужным) развивать. Взамен пользователи портала получат легальный доступ к нескольким десяткам новостей и фотографий агентства в месяц и смогут использовать их в своих целях.
Блогеры все это выслушали и осторожно спросили: "А платить нам за это будут?" Платить, конечно, не будут, хотя интересы самого агентства понятны: если Рунет заполонят "оригинальные" блоги с новостями и качественными фотографиями (из ленты и фотобазы РИАНа), цитируемость РИА Новости здорово вырастет, а это все еще один из основных способов помериться пузом с конкурентами. Кто-то поинтересовался, не собирается ли государственное агентство распространять через блогеров какие-то определенные новости и идеи (похожую мысль накануне высказал Рустем Адагамов, полагающий, что таким образом может быть сформирован "пул блогеров, лояльных к власти"). Александр Куприянов, представлявший проект, заверил, что тут у агентства исключительно бизнес-интересы (хотя как раз бизнес-составляющая в "Клубе блогеров" выглядит несколько сомнительно).
На презентации проекта содержательная часть "НеФорума" закончилась. Все же остальное, что творилось в этот день в пафосном международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости, емко описал блогер и фотограф Илья Варламов в беседе с медиаменеджером Антоном Носиком: "Никто не понимает, что здесь происходит". Выдалась возможность позадавать вопросы министру связи Николаю Никифорову? Отлично! Спросим, какой у него айпад (выяснилось: второй), умеет ли он печатать слепым десятипальцевым методом (нет, но собирается научиться), собирается ли обгонять Навального в рейтинге цитируемости блогеров (нет) и как оценивает Астраханскую область (никак).
Но к тому, что говорил министр, хотя бы прислушивались. В течение же большей части выступления главы РБК Александра Любимова гости "НеФорума" заинтересованно обсуждали смешные твиты о мероприятии, которые выводились на экраны, вывешенные прямо в зале. Среди них промелькнули и матерное послание Медведеву, и "Слава Путину". Когда на экране появились твиты о том, что все участники мероприятия смотрят твиты о мероприятии, блогеры все-таки решили пообщаться с Любимовым. Среди признаний в любви к РБК и вопросов о том, как телеканал выбирает девушек - ведущих новостей (по уму или по внешности), попался единственный, относящийся к делу.
Некий физик-ядерщик из зала спросил, почему в новостях на сайте РБК не даются ссылки на записи в ЖЖ, о которых идет речь в заметках? ("Да!" - по-хулигански крикнул с задних рядов глава LiveJournal Russia Илья Дронов). Любимов, к сожалению, сделал вид, что не понимает, о чем идет речь, поэтому уже постфактум Дронов разразился подробным постом с примерами. Пафос его выступления: "жадность" на ссылки неудобна в первую очередь для пользователей.
Другой посетитель мероприятия потребовал от устроителей общаться с блогерами на их же языке, а не разговаривать с ними, как с презренными журналистами. Правда, когда началась работа в секциях, где одни блогеры могли рассказывать другим блогерам о блогах, стало ясно, что язык этот крайне беден. Например, пришедшие узнать о методах заработка больших денег на ведении дневника выслушали традиционные фразы о том, что нужно упорно писать на интересную тему, набирать аудиторию, а потом все выйдет как-нибудь само. Приглашенные звезды платного постинга в основном делились рассказами о том, как сладко им живется.
Разочарованные блогеры пошли слушать про "создание личного бренда" блогера, но получили увлекательную лекцию о том, что такое блог, как в него писать и как выбрать никнейм. Наиболее известным "человеком-брендом" на секции был Илья Варламов, которого заставили отвечать, не "мурзилка" ли он, брал ли деньги у Потупчик, сколько фотографий надо ставить в фотоотчеты и когда он выиграет спор у Темы Лебедева (условие спора - первым посетить все страны мира).
На финал "НеФорума" был намечен мастер-класс от блогеров. В итоге же Варламов, Носик и Дмитрий Чернышев (mi3ch) просто отвечали на вопросы зрителей "за жизнь": о цензуре в интернете (Носик призвал не беспокоиться особо, потому что решение отрезать страну от Сети может принять только один человек, и он это решение еще не принял), о будущем телевидения, о будущем ЖЖ и о том, когда в людей начнут вживлять компьютеры. Спасти ситуацию могла бы какая-нибудь приятная неожиданность, но она, к сожалению, осталась в фантазиях участников.