Нидерландский дизайнер Даан Роозегаарде (Daan Roosegaarde) совместно с компанией Heijmans разработал проект "умного шоссе" (Smart Highway), которое оснащено интерактивным освещением, сообщает о погодных условиях и даже способно зарядить аккумуляторы электромобилей. Первые сотни метров "умной дороги" появятся в Нидерландах уже в середине 2013 года.
"Умное шоссе" отличается от обычного применением целого ряда энергоэффективных технологий. К примеру, дорога не требует внешних источников энергии для освещения за счет использования сияющей в темноте дорожной разметки. Люминесцентная краска "заряжается" в светлое время суток и в темноте может светиться до 10 часов подряд. Привычные фонари на дороге также предусмотрены, но они включаются лишь при приближении автомобиля, а затем снова выключаются. Для дополнительного освещения по периметру дороги предложили использовать светодиоды, питаемые миниатюрными ветряными мельницами.
Одним из самых любопытных атрибутов "умных дорог" станут погодные индикаторы, нарисованные восприимчивой к температуре краской. При похолодании и риске гололеда на дороге проявятся светящиеся снежинки. Будет ли шоссе "информировать" водителя о других природных явлениях, не уточняется.
Погодные индиакторы на "умном шоссе". Изображение с сайта studioroosegaarde.net
Для подзарядки аккумуляторов электромобилей на "умных шоссе" появятся специальные индукционные полосы. Схожие проекты ранее представляли и другие компании (например, Siemens). Принцип их работы в целом схож с беспроводной зарядкой мобильных телефонов или электрических зубных щеток. Под дорожным полотном разместят индукционные катушки, которые будут взаимодействовать с подобными же катушками на днище электромобилей (или гибридов) и подзаряжать батарею.
Как рассказала журналу Wired представительница Studio Roosegaarde, принципиально новых разработок в проекте Smart Highway нет. "Исследования 'умных' транспортных систем ведутся последние 30 лет - спросите у любого специалиста в области транспорта и инфраструктуры, сами все узнаете. Чего не хватает, так это применения подобных инноваций на практике, а также их доступного и удобного исполнения для конечных пользователей - водителей", - пояснила собеседница издания.
По словам самого Даана Роозегаарде, чувствительная к температуре краска, к примеру, давно используется в изготовлении нам привычных вещей, включая упаковки для детского питания.
Люминесцентная разметка. Изображение с сайта studioroosegaarde.net
Презентация проекта Smart Highway состоялась в рамках выставки Dutch Design Week, которая прошла с 20 по 28 октября в Эйндховене. Как говорится в пресс-релизе студии Даана Роозегаарде, с участками футуристической дороги смогли ознакомиться все посетители мероприятия.
Как удалось выяснить журналу Wired, первые участки экспериментальной дороги откроются в провинции Брабант (очевидно, речь идет о голландской провинции Северный Брабант). Полностью внедрить все атрибуты "умного шоссе" на опытном участке планируется в течение пяти лет. В дальнейшем Роозегаарде планирует представить аналогичные трассы на западном побережье США, где компания Google обкатывает свои беспилотные гибриды.
Как пояснили журналу, дороги с люминесцентной подсветкой востребованы во многих странах мира. В частности, такие проекты могут использоваться в Индии, где регулярно случаются перебои с электричеством. Пригодятся "умные шоссе" и в европейских странах. По данным The Sunday Telegraph, власти Великобритании решили для экономии электроэнергии отключать (или приглушать) дорожное освещение после девяти часов вечера. При этом около 5000 километров британских дорог освещения лишены полностью.
За счет сокращения дорожного освещения в 2011 году британскому дорожному агентству удалось сэкономить около 400 тысяч фунтов (646 тысяч долларов). По оценкам Wired, затраты на установку диммеров на дорожные фонари в Великобритании окупятся лишь в течение четырех-пяти лет. Это время, как пишет издание, чиновники вполне могли бы потратить на освоение новых способов сэкономить на электричестве.
Интерактивное освещение. Изображение с сайта studioroosegaarde.net
России, у которой, как известно, две беды, до "умных дорог" пока, конечно, далеко: больше половины трасс федерального и местного уровня Генпрокуратура забраковала. Впрочем, власти не раз заявляли о намерении от дорожной беды все-таки избавиться.
В Москве, к примеру, решили отказаться от заплаток на дорогах и полностью менять асфальт каждые три года. Кроме того, во многих регионах ведется разработка и внедрение целого ряда опытных дорожных проектов, включая уличные фонари на солнечных батареях и пешеходные переходы с интерактивной подсветкой.
Инфраструктура для электромобилей в России также постепенно расширяется: только в столичном регионе за два года построят около 1000 зарядных станций для электрического транспорта. Помимо Москвы электрозаправки постепенно появляются и в других крупных городах. На электрокары решили пересадить "Почту России" и ставропольских таксистов, а инновационный центр "Сколково" и вовсе сделает электромобили своим основным транспортом.
Периферийное освещение на миниатюрных ветряках. Изображение с сайта studioroosegaarde.net
Какая судьба ожидает "умное шоссе" Даана Роозегаарде, пока неясно. Нидерланды традиционно поддерживают "зеленые" инновации, и проект наверняка поддержат автомобилисты. В то же время голландские дороги заметно хуже освещены, чем шоссе в соседних Германии и Бельгии. Если Нидерланды экономят на освещении, захотят ли они тратиться на миллионы светодиодных ветряков, индукционные катушки и светящуюся краску? Тем более что стоимость проекта Smart Highway пока остается неизвестной.
И все же "умное шоссе" - это большой шаг в будущее. По словам Даана Роозегаарде, многие не верили в то, что подобные технологии можно перенести с компьютерных экранов в окружающий мир. "Моя задача - доказать им обратное", - заявил дизайнер.