Роберт Земекис когда-то снял "Назад в будущее", "Кто подставил кролика Роджера" и "Форреста Гампа". В XXI веке режиссера увлекли новые технологии - и за 12 лет он выпустил три полнометражных ленты, персонажи которых были нарисованы на компьютере и оживлены с помощью технологии motion capture. Лента "Экипаж" (оригинальное название - "Flight", то есть "Полет") - первая со времен вышедшего в 2000 году "Изгоя" работа Земекиса, в которой на экране появляются настоящие живые актеры.
Актерский состав в новой картине собрался довольно впечатляющий. Дензел Вашингтон и Мелисса Лео - оскароносцы, Дон Чидл выдвигался на награду Американской киноакадемии, а Джон Гудмен просто обладает весьма впечатляющим послужным списком. Проблема только в том, что Земекис разделил фильм на три части, и не все они получились одинаково удачными, причем вовсе не по вине актеров.
Вашингтон играет пилота Уипа Уитакера - опытного специалиста, но, к сожалению, алкоголика. После бурной ночи ему необходимо отправиться в очередной полет - доставить около сотни пассажиров в Атланту. Уип и так еще не протрезвел, кроме того, непосредственно во время рейса он догоняется водкой. И действительно, чего переживать по пустякам - полет, в общем-то, рядовой, Уитакер налетал уже столько, что самолет может с закрытыми глазами посадить, к тому же в соседнем кресле сидит второй пилот.
Проблема в том, что перед самой посадкой, кажется, что-то где-то отваливается, аппаратура отказывает, и Уитакеру приходится сажать самолет вручную. Когда воздушное судно начинает пикировать, Уип решает перевернуть его вверх тормашками, что спасает ситуацию. В результате самолет приземляется относительно удачно - то есть летать-то ему больше не придется, зато погибает шесть человек, а не вся сотня пассажиров вместе с экипажем.
Это, собственно, и есть изложение первой части фильма, которую можно было бы охарактеризовать как авиационный хоррор. Первые 30 минут "Экипажа" с их воздушными трюками самых нервных зрителей могут напугать настолько, что они на ближайшие год полтора откажутся от перелетов. Обладатели нервов покрепче тоже в креслах поерзают.
Третья и заключительная часть фильма посвящена слушаниям, участники которых стараются выяснить, действительно ли у самолета что-то отвалилось и какова роль Уитакера в случившемся. Несмотря на типично голливудский сентиментальный финал, эта часть тоже вышла довольно напряженной (поиск алкоголя в номере отеля - натуральный триллер) и, что хорошо, компактной.
Однако вся центральная часть "Экипажа" немного проседает. Большая часть хронометража - это бытовая драма, снятая в близкой к соцреализму эстетике. Алкоголик Уип борется с внутренними демонами (что не очень бросается в глаза, хотя Вашингтон играет хорошо) и с окружающими - в частности, с бывшей супругой, новой любовницей (Келли Рейлли), коллегами и адвокатом (Чидл). Героиня Рейлли, которая также задумывалась как сложный и неоднозначный персонаж (она бывшая героиновая наркоманка), на развитие сюжета практически не влияет. Есть, впрочем, и персонажи, которые вообще появляются в кадре на полторы минуты, произносят высокопарные монологи и исчезают навсегда. Зато время от времени на экране появляется Харлинг Мэйс (Гудмен) - друг детства Уипа. Он - своего рода комедийный персонаж, наглый и говорливый. Его функция - принести пилоту-раздолбаю еще немного кокаина, а зрителям - эмоциональную разрядку.
Нельзя, впрочем, сказать, что вторая часть "Экипажа" совсем уж лишена запоминающихся эпизодов. В ней есть, в частности, сногсшибательная сцена, посвященная коллеге Уитакера - второму пилоту, который после крушения самолета вместе с женой ударился в религию. Но фильм-то идет чуть ли не два с половиной часа, из них минут 70 отводится на центральную часть, а для такого хронометража пары-тройки эпизодов недостаточно. Сейчас меня, конечно, обвинят в том, что я тупой любитель попкорнового кино, так что на драмы ходить (и уж тем более писать про них) мне впредь не следует. В ответ можно сказать, что драмы как таковой в центральном сегменте "Экипажа" нет - о развитии характера главного героя гораздо больше говорится в финальных сценах.
При этом "Экипаж" ни в коем случае нельзя назвать плохим фильмом. Это крепкое кино с хорошими актерами и темой, которая обычно поднимается в инди-лентах, а не в работах статусных режиссеров. На "Экипаж" стоит сходить хотя бы из тех соображений, что Земекис опять может увлечься компьютерной графикой, и тогда следующей его картины придется дожидаться лет 10-12.