Российские власти решили значительно усилить наступление на нарушителей правил дорожного движения, объявив бой не только управлению автомобилем в нетрезвом виде, но и выезду на встречную полосу, проезду на красный сигнал светофора и превышению скорости. В своем видеоблоге премьер-министр России Дмитрий Медведев за последние три нарушения предложил увеличить штрафы до 500 тысяч рублей. Это предложение вызвало волну критики у автовладельцев и политиков, так что премьеру пришлось в срочном порядке вносить коррективы - оказывается, предлагаемые поправки коснутся только нетрезвых водителей.
Запись в видеоблоге премьер-министра Дмитрия Медведева выполнена по всем законам социальной рекламы для водителей и отлично дополняет ряд из уже известных роликов "о правильной парковке" или "останови пьяного". В своем видеообращении премьер скрежеща "шиповкой" о брусчатку въезжает в кадр на черной BMW X5 с тонированными стеклами (что, очевидно, призвано показать - я, мол, такой же водитель, как и вы) и рассказывает о ежегодном увеличении числа автолюбителей, снижении количества аварий и росте смертности на дорогах.
Так, согласно статистике, собранной Медведевым (или для Медведева, не столь важно), ежегодно в России водительские удостоверения получают около двух миллионов человек. Колоссальными темпами растет и автопарк, но количество автокатастроф на дорогах снижается. В частности, с 2004-го по 2011 год число погибших уменьшилось на 20 процентов (в этом ГИБДД России с премьер-министром вряд ли согласится). Впрочем, в "абсолютных цифрах", по словам Медведева, все гораздо страшнее: только лишь в 2011 году на дорогах России погибли 28 тысяч человек (статистика ГИБДД утверждает, что в 2010 году погибли 26,56 тысячи человек, в 2011-м - 27,95 тысячи человек, а за январь-сентябрь 2012-го - более 20 тысяч человек).
Почему в "абсолютных цифрах" смертность на дорогах растет, а в процентном соотношении сокращается из года в год, Медведев пояснять не стал, но предложил бороться с нарушением автомобильного законодательства самыми жесткими способами. Так, по мнению премьера, за вождение в нетрезвом виде нужно не только "существенно штрафовать", но и лишать нарушителей водительских удостоверений на длительный срок, "вплоть до пожизненного". При этом за повторные случаи пьяного вождения может быть введена уголовная ответственность с минимальным сроком лишения свободы в пять лет и максимальным - в 15.
Следует отметить, что все, сказанное Медведевым, уже находится на рассмотрении Госдумы России. Значительное ужесточение наказания за пьянку, включая конфискацию автомобилей, пожизненное лишение прав, многократное увеличение штрафов, считается депутатами чуть ли не панацеей. Оттачивать искусство ужесточения наказаний депутаты активно начали после ДТП на Минской улице в Москве 22 сентября 2012 года, когда по вине пьяного водителя погибли семь человек, включая пятерых подростков.
"Ведомствам также поручено разработать вопрос о возможности временного изъятия транспортного средства, чтобы обеспечить исполнение решений по административным делам нетрезвых водителей", - заявил Медведев и перешел к более интересным своим инициативам. К их числу относится увеличение штрафов до 500 тысяч рублей за превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора "и другие наиболее опасные нарушения правил дорожного движения". Предполагается, что указанную сумму будут платить проштрафившиеся москвичи и санкт-петербуржцы. Всем остальным достаточно будет выложить вдвое меньшую сумму.
Первым на премьерское заявление отреагировал интернет - саркастичные блогеры, в частности, поинтересовались у Медведева, а почему бы не увеличить суммы штрафов до миллиона рублей, так сказать, для ровного счета. Другие спросили, насколько посильными будут выплаты в 250-500 тысяч рублей для учителей или пенсионеров с месячным доходом в 10-15 тысяч рублей. Третьи написали, что без существенной реформы правоохранительных структур любое увеличение штрафов будет бесполезным и приведет лишь к росту числа случаев поборов на дорогах.
Зритель видеоблога Медведева, представившийся как экономист Андрей из Свердловской области, предположил, что ужесточение наказания за "встречку" или проезд на красный нанесет прямой вред экономике. По его мнению, если водителя лишить прав на продолжительный период, то государство автоматически недосчитается выплат с его стороны в виде штрафов, а нефтяные компании недополучат прибыли, поскольку "лишенцу" уже не понадобится покупать бензин. "Так давайте установим прозрачные правила игры, выезд на встречку - конкретная сумма 5000 и все, хочешь - иди обжалуй, но я знаю что 90 процентов не пойдут. И государство в плюсе, и нет места коррупции на дороге, и суды разгружены, сплошные плюсы. Давайте делать наше государство комфортным", - призвал Андрей (орфография и пунктуация автора сохранены).
Наконец, прозвучали и призывы к Медведеву начать платить штрафы за нарушения ПДД из своего собственного кармана, мол, "начните с себя". Так, автолюбители указали российскому премьеру на то, что в своей видеозаписи он едет на автомобиле с тонированными стеклами, явно нарушающими требования ГОСТ (светопропускание ветрового стекла должно быть не менее 75 процентов, а передних боковых - не менее 70 процентов). Штраф за это нарушение с 1 июля 2012 года составляет 500 рублей, и, в случае невозможности снятия тонировки на месте, номера машины подлежат конфискации.
Впрочем, для властей в России существует специальное разрешение на тонировку, дающее право автовладельцам как угодно затемнять ветровое и боковые стекла. Такое разрешение выдается только для автомобилей Министерства внутренних дел и инкассации, а также для машин, перевозящих госслужащих или применяющихся для оперативно-розыскной деятельности. Несомненно, подобное разрешение у премьера Медведева имеется. При этом о существовании части 1 статьи 19 Конституции России ("все равны перед законом и судом") почему-то никто не вспоминает.
Между тем к критике премьер-министра присоединились и политики. Так, в Госдуме объявили, что предложенное Медведевым увеличение штрафов является чрезмерным, а лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров и вовсе предложил штрафовать по повышенной ставке исключительно самого автора этой инициативы. "Предлагаю поддержать законопроект, который заставит только премьера Медведева платить 500 тысяч лично из собственной зарплаты каждый раз, когда он едет по встречной полосе, на красный свет, перекрывая движение, заставляя всех нас мучиться в многочасовых пробках", - написал Прохоров в своем ЖЖ.
Видимо, столкнувшись со столь широкой критикой, Медведев фактически пошел на попятную. В своем твиттере он написал: "Обращаю внимание, что 500 000 и 250 000 рублей штрафа предлагается ввести в качестве меры ответственности только за езду пьяным". На что пользователи твиттера Falanster и Олег Козырев, например, ответили: "обращаю внимание, что нам обуться не во что" и "Какие у вас там всех доходы, что вы такие штрафы придумываете?"
Но, вероятнее всего, Медведев в своем послании и имел в виду крупные штрафы для нетрезвых водителей, проехавших на красный или превысивших скорость. Просто из-за нечеткости формулировок его сразу неправильно поняли. Однако если пожелания премьера будут учтены Госдумой в новом законопроекте об ужесточении наказания для пьяниц за рулем, то нарушителям придется платить поистине колоссальные штрафы. Ведь новым законопроектом и без того предполагается штрафовать нетрезвых водителей на 50-100 тысяч рублей и лишать их прав на срок до трех лет.
1 июля текущего года российское автомобильное законодательство в очередной раз изменилось. Согласно новому закону проезд на красный сигнал светофора карается штрафом в размере тысячи рублей, а выезд на встречную полосу - пятью тысячами рублей (или лишением прав, если нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД, а не камерой). Максимальная сумма выплат за превышение скорости составляет 2500 рублей. В случае, если максимальная разрешенная скорость превышена более чем на 60 километров в час, водитель может быть лишен прав сроком на полгода (правда, если его опять же поймают сотрудники ГИБДД).
В целом заявление Медведева о необходимости в сто и более раз увеличить штрафы для водителей вписывается в общую тенденцию закручивания гаек - именно ужесточение наказаний российские власти считают лучшим средством от нарушений ПДД всех видов. Но, судя по статистике ГИБДД о ежегодном росте числа ДТП, можно уверенно говорить о том, что все предыдущие попытки такого рода к успеху не приводили. Видимо, нынешняя власть просто не представляет себе иных способов борьбы с нарушителями, кроме карательных. А это означает, что в конечном итоге очередной российский премьер в своем видеоблоге будет рассказывать уже о пользе смертной казни за выезд на "встречку".