Около 8 утра по местному времени в воскресенье, 2 декабря, в тоннеле "Сасаго" на автостраде Тюо, соединяющей центральные районы Японии и Токио, произошло обрушение. На участке протяженностью около 110 метров с потолка начали падать сотни бетонных плит, каждая из которых весила больше тонны. В этот момент в тоннеле находилось около 30 автомобилей, некоторые из них были повреждены и оказались под завалами. Вскоре начался пожар, и тоннель затянуло густым дымом.
Осознав, что происходит, водители и пассажиры в панике попытались убежать или уехать из опасной зоны, что оказалось непросто: обрушение произошло в середине тоннеля общей протяженностью в 4,7 километра, и до выезда в обе стороны оставалось не менее двух километров. По словам одного из очевидцев, он, увидев, как впереди загорелась заваленная плитами машина, бросил свой автомобиль и больше часа выбирался из тоннеля пешком. Другой водитель, после того как на крышу его машины стали падать куски бетона, напротив, надавил на газ и, только выехав на свежий воздух, понял, насколько сильно деформирована верхняя часть кузова его автомобиля.
Одной пострадавшей, 28-летней жительнице Токио, также удалось выбраться из тоннеля самостоятельно. Пятеро ее друзей, вместе с которыми она ехала в микроавтобусе, погибли, сама она получила ранения. Все погибшие были моложе 30 лет.
До спасателей, уже прибывших к месту происшествия, дозвонился водитель грузовика, заблокированный в собственной машине после обвала. К месту его предполагаемого нахождения была отправлена спасательная бригада, однако помощь опоздала и мужчина погиб. Тела еще трех жертв были извлечены спасателями из сгоревшей легковой машины.
Двух человек удалось вытащить из-под завалов живыми и отправить в больницу. Всего погибшими признаны девять человек. Их останки находятся в таком состоянии, что идентифицировать их будет непросто.
Почти сразу же после происшествия движение с обоих концов тоннеля было перекрыто, и вскоре начался разбор завалов. Пока не ясно, сколько времени займут ремонтные работы. Также в экстренном порядке специалисты приступили к обследованию еще 49 тоннелей, которые имеют сходную конструкцию с "Сасаго" и были построены в тот же период.
Обрушение плит в тоннеле "Сасаго". Кадр с камеры наблюдения, переданный ©AFP
Причины катастрофы пока не ясны, и в прессе выдвигаются самые разные предположения. Некоторые винят природные катаклизмы. Так, по одной из версий, пишет The Guardian, конструкции тоннеля могли ослабнуть вследствие землетрясения магнитудой 4,9, которое было зафиксировано в районе Токио 24 ноября. Помимо того, в качестве еще одной причины указывают на возможные сдвиги породы внутри горы, через которую был пробит тоннель.
Другие эксперты предполагают, что в обрушении виновата обветшалость деталей "Сасаго", ведь он был построен в 1977 году и с тех пор не ремонтировался. Один из японских специалистов выдвинул предположение, что за 35 лет эксплуатации часть болтов и гаек, на которых держалась конструкция, выпали из-за вибрации, вызванной проезжающими по тоннелю машинами.
С этим мнением согласен и один из руководителей государственной компании Central Nippon Expressway (Nexco), которая занималась обслуживанием тоннеля, Рёити Ёсидзава (Ryoichi Yoshizawa). По его словам, было обнаружено, что часть металлических крепежных стержней, которые поддерживали бетонные блоки, вывалилась. Почему это произошло и каковы масштабы повреждений, он не уточнил.
По словам другого представителя компании Мотохиро Такамисавы (Motohiro Takamisawa), стержни, которые поддерживали конструкцию, могли утратить прочность или проржаветь. Он также заявил, что, по его сведениям, эти болты ни разу не заменялись с момента ввода тоннеля в эксплуатацию. Правда, пресс-служба Nexco тут же заявила, что его слова не являются официальной позицией компании.
Похоже, что сходной версии придерживаются и японские правоохранительные органы: в отделениях Nexco в понедельник, 3 декабря, прошли обыски. Ее представители со своей стороны заверили, что будут максимально помогать следствию.
Компании придется объяснить полиции, как "Сасаго" удалось пройти проверку в начале осени этого года, всего за несколько месяцев до обрушения. В Nexco осмотр тоннелей проводится каждый год, а подробно их состояние исследуют раз в пять лет. Ёсидзава предположил, что последняя проверка заключалась лишь во внешнем осмотре, а другими, более надежными способами конструкция на прочность не проверялась. В отчете компании за 2011 год говорится, что инструментальный метод, если его применять ко всем бетонным конструкциям, за которые отвечает Nexco, "потребует огромного количества времени и денег". Поэтому при проверке тоннелей обычно ограничиваются инфракрасными камерами.
Японские власти озаботились тем, чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем. Поскольку официально никак не регламентировано, как нужно проверять крепеж конструкций в тоннелях, министерство земли, инфраструктуры и транспорта Японии созвало специальную экспертную комиссию. 4 декабря ее члены отправились на осмотр места происшествия, не только чтобы разобраться в причинах случившегося, но и чтобы составить подробную инструкцию на будущее, какие детали и как нужно инспектировать.
Обрушение "Сасаго" - значимое событие для Японии, ведь происшествий такого рода с большим количеством жертв не происходило с 1996 года. Тогда обвалился тоннель на Хоккайдо, и каменные глыбы раздавили легковые машины и автобус, в результате чего погибли 20 человек.
Последствия катастрофы в "Сасаго" еще не до конца ясны. Если будет установлено, что причиной обрушения тоннеля стало обветшание конструкций, то под вопросом окажется безопасность всей японской дорожной сети, а это грозит стране значительными финансовыми затратами. Всего в Японии 1575 автомобильных тоннелей, и примерно четверть из них была построена более 30 лет назад.
К тому же "Сасаго" - далеко не самый длинный тоннель в Японии. Автомобильная дорога через токийский залив в своей подводной части имеет протяженность 9,6 километра, а железнодорожный тоннель Сэйкан между островами Хонсю и Хоккайдо и вовсе насчитывает в длину 53,85 километра.
Пресс-секретарь правительства страны уже заявил, что на дорожное строительство "потребуются огромные инвестиции". Для Японии, которая и так находится в тяжелом экономическом положении после разрушительных землетрясения и цунами 2011 года, обновление всех устаревших тоннелей станет непростой задачей. Поэтому существует вероятность, что обрушение "Сасаго" спишут на халатность проверяющих и ошибки в самой системе контроля. Ведь причиной катастрофы на атомной электростанции ''Фукусима-1'' японские парламентарии признали именно человеческий фактор.