В декабре, подводя итоги года, сразу несколько исследовательских агентств представили свое видение российского рынка потребительского кредитования. По этим исследованиям можно составить портрет среднестатистического заемщика: он молод, на нем все чаще висит больше одного кредита, он, как правило, исправно платит по долгам, но может допустить просрочку на второй-третий месяц. Сам кредит россияне берут в основном не на квартиру или автомобиль, а на какую-нибудь приятную ерунду.
Прочитав несколько исследований по потребительскому рынку, "Лента.ру" решила ответить на основные вопросы о заемщиках.
Российский должник: кто он?
По данным нескольких опросов, к середине 2012 года каждая вторая семья или даже каждый второй россиянин пытались взять кредит, причем рост кредитной базы банков намного превышает показатели и по росту ВВП, и по увеличению зарплат, и по объемам кредитов компаниям - в общем, все макроэкономические показатели страны. В 2012 году кредитование населения вырастет более чем на 40 процентов - это свидетельствует о настоящем "кредитном буме".
Для подготовки материала использовались несколько отчетов Национального агентства финансовых исследований, Национального бюро кредитных историй, бюро кредитных историй Equifax, обзор финансовой стабильности Центробанка за декабрь 2012 года, данные Московского ипотечного агентства и несколько других исследований.
Чаще всего своих денег не хватает людям в возрасте от 25 до 44 лет, причем спрос постепенно перемещается из крупных городов в средние - прирост заемщиков в городах с населением приблизительно в сто тысяч человек опережает аналогичный показатель в миллионниках. По всей видимости, это связано с эффектом низкой базы: жители крупных городов начали брать кредиты довольно давно, а вот для провинции это еще сравнительно новое развлечение.
Общий тренд подтверждается данными по отдельным сегментам. Так, с ипотекой сделки по покупке жилья осуществляются в регионах в полтора раза чаще, чем в Москве, и это даже при том, что в некоторых местах (например, на Северном Кавказе) ипотеки практически не существует.
Брать кредиты россиянам, которые уже однажды это делали, нравится: около двух третей респондентов, имевших опыт общения с банками, планируют его повторить. При этом количество кредитов на одного человека существенно выросло: если в 2008 году на каждого заемщика приходилось в среднем 1,23 кредита, то в 2012-м - уже 1,38.
Россияне, берущие кредит, довольно безрассудны и не очень представляют, как они будут его отдавать. Во всяком случае рост объемов кредитования в стране намного превосходит увеличение зарплат. В 2007 году средняя долговая нагрузка по России составляла 20 тысяч рублей при месячной зарплате в 12 тысяч рублей; в 2012 году она выросла до 70 тысяч при зарплате в 27 тысяч. К концу 2011 года россиянин-заемщик должен был банкам 20 процентов от своей годовой зарплаты. Со странами Европы, где аналогичный показатель находится в районе ста процентов, не сравнить, но зато вполне корректно сравнить Россию нынешнюю с Россией образца пятилетней давности: тогда этот показатель составлял 12 процентов. Иными словами, рост, несмотря ни на какие кризисы и, как следствие, существенное сокращение темпов увеличения зарплат, очевиден.
Наконец, современный заемщик - это человек, который уже имеет кредитную историю. Еще в 2008 году более половины потенциальных клиентов банков приходили без кредитных историй, в 2012-м таких осталось лишь 32 процента.
Какие кредиты популярнее всего?
В статистике Центробанка сказано, что больше половины кредитов (57,3 процента из всех однородных ссуд) приходится на... "иные потребительские ссуды". Такая странная формулировка связана с методологией, которая из всех кредитов выделяет в отдельные категории лишь самые крупные.
В число "иных потребительских ссуд" попали целевые и нецелевые кредиты наличными, кредиты в виде банковских карт или выданные в торговых точках на приобретение конкретных товаров (POS-кредитование). Как правило, суммы таких кредитов невелики (от половины до нескольких месячных зарплат заемщика), для того чтобы их взять, нужен минимум документов и свободного времени. За это заемщики расплачиваются высокими ставками по кредитам и разного рода ограничениями, которые также могут влететь в копеечку: например, при оформлении кредитных карт многие банки взимают комиссию как за обслуживание карты, так и за снятие средств в банкоматах, даже собственных.
По всей видимости, этот сегмент рынка и дальше будет "отъедать" долю у других видов кредитования. С октября 2011-го по октябрь 2012 года "иные потребительские ссуды" выросли на 58,3 процента. Центробанк объясняет такие цифры как моделью поведения заемщиков (им тяжело брать "длинные" кредиты, поскольку они не могут представить, что будет через пять или, тем более, 25 лет), так и поведением самих банков: они ориентируют свои продукты именно на те категории, в которых могут получить быструю сверхприбыль.
Годовые темпы прироста кредитов населению по сегментам кредитования. Источник: материалы ЦБ
Еще один популярный вид кредитов - ипотечный. Их общее количество относительно невелико, но зато по сумме они занимают более пятой части (21,3 процента) от всех кредитов в России. Этот сегмент рынка растет рекордными темпами, хотя жилищные кредиты по-прежнему недоступны большинству россиян - это признавал даже президент Владимир Путин в последнем послании к Федеральному собранию.
Если ранжировать кредиты не по их типам, а по валюте займов, то получится, что россияне за последнее время практически полностью перешли на рублевые кредиты. Количество займов в валюте (в основном в евро и долларах) за 12 месяцев сократилось почти на четверть, а вот кредиты в рублях показывали устойчивый рост более чем на 40 процентов в течение последних нескольких кварталов.
Кто и как забывает платить за кредит?
Центробанк в своем последнем обзоре российской банковской системы отмечает, что качество кредитных портфелей финансовых организаций растет, уровень просрочки - падает, хотя до докризисных показателей дело еще не дошло. При этом заемщики ведут себя по-разному в зависимости от типов кредитов - в ипотеке доля просрочки в 2012 году существенно сократилась, на рынке потребительских кредитов - существенно выросла.
Независимые исследователи не так оптимистичны. Они, в частности, отмечают, что пик "кредитной сознательности" россиян пришелся на лето 2011 года, после чего начал планомерно ухудшаться. Эксперты связывают это не столько с поведением россиян, сколько с политикой банков: многие финансовые организации, "затянувшие пояса" в кризис, снова начали выдавать кредиты, не слишком тщательно проверяя клиентов. В итоге доступ к кредитам получили те, кто не мог на них рассчитывать во время кризиса.
Риск неплатежей по кредитам не только неодинаков по разным типам займов, но и неравномерно распределен во времени. Чаще всего просрочка приходится на второй-третий месяц кредита, а после полугода риск снижается до минимума. Это означает, что заемщикам нужно какое-то время, чтобы адаптироваться к новым для себя условиям. Потребительские, автомобильные и ипотечные кредиты начинают задерживать уже на второй месяц, по кредитным картам - на третий.
Наконец, поведение заемщика сильно зависит от возраста. Наибольшей "забывчивостью" обладают россияне, взявшие кредит в 18-24 года, - 45 процентов из них оказывались не в состоянии внести необходимую сумму банку хотя бы раз в течение 12 месяцев. Из более взрослых категорий самыми сознательными оказались клиенты предпенсионного возраста - для людей от 45 до 59 лет аналогичный показатель составляет всего 26 процентов.