29 декабря, в канун новогодних праздников, в московском аэропорту "Внуково" самолет Ту-204 авиакомпании RedWings совершил жесткую посадку, выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. На борту находился только экипаж. По последним данным, погибли четыре человека, в том числе два пилота. Еще четверо находятся в различных больницах, их состояние оценивается как тяжелое.
Инцидент произошел около 16:30 по московскому времени. Самолет авиакомпании RedWings, который летел рейсом WZ 9298 из чешского города Пардубице в аэропорт "Внуково", выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Он врезался в заграждение Киевского шоссе и развалился на несколько частей. В частности, кабина пилотов отвалилась от фюзеляжа и оказалась прямо на дороге.
Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204 был разработан в начале 1990-х годов в качестве замены Ту-154, а его активная эксплуатация началась в 1996 году. В общей сложности было выпущено 73 самолета такого типа, из которых 52 находятся в эксплуатации. В начале 2000-х годов было принято решение о выпуске модернизированной версии Ту-204СМ с увеличенным максимальным взлетным весом и обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Лайнер способен перевозить до 210 пассажиров на расстояние до 6,5 тысячи километров. Крейсерская скорость полета Ту-204 составляет 850 километров в час.
По данным МЧС, от удара о землю загорелось крыло самолета. Общая площадь возгорания составила около 100 квадратных метров, однако уже примерно к 17:00 пожар удалось потушить.
На борту самолета, по сведениям МЧС, находился только экипаж из восьми человек. По последним данным, среди погибших - командир экипажа Г.Д. Шмелев, второй пилот Е.Р. Асташенков, стюардесса Е.М. Жигалина и инженер И.Н. Фисенко. Еще четверо человек находятся в больницах с черепно-мозговыми травмами, их состояние оценивается как тяжелое.
По данным "Интерфакса", на борту самолета могли находиться еще два человека, которые пока не были найдены. Такую информацию подтверждают и в аэропорту Пардубице.
Обломки самолета перекрыли движение на Киевском шоссе. На дороге образовались сильные заторы как в центр, так и в область, на маршрутах объезда также скопилось большое количество машин.
Из-за пробок пожарные автомобили и машины "скорой помощи" с трудом добирались до места крушения. Автомобилисты помогали эвакуировать находившихся в самолете людей. Очевидец крушения в эфире телеканала "России 24" рассказал, что одного из пострадавших не смогли разместить в легковой машине и отправили в больницу на маршрутке. Свидетели также говорили о том, что видели, как над одной из женщин, вероятно, погибшей в авиакатастрофе, стоял священник.
Сразу после крушения "Внуково" был временно закрыт, проводилась проверка технического состояния аэропорта и взлетно-посадочной полосы. Самолеты из "Внуково" отправлялись на посадку в "Домодедово" и "Шереметьево". Около 18:40 аэропорт восстановил свою работу, и первый борт отправился в Нижний Новгород.
По факту крушения самолета уже возбуждено уголовное дело. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что следователи выехали на место происшествия и проводят необходимую экспертизу.
О причинах крушения пока известно мало. Как обычно в подобных случаях, выдвигаются две основные версии: ошибка пилотов и техническая неисправность самолета, в частности, падение мощности двигателей или их отказ. РИА Новости написало со ссылкой на источник в "Росавиации", что ведомство только накануне направило руководству компании "Туполев" письмо с предупреждением. В нем говорилось о возможных неполадках в системе торможения на пассажирских самолетах типа Ту-204.
Как сообщает "Интерфакс", это уже третье за последние два месяца происшествие с Ту-204 авиакомпании Red Wings, связанное с выездом за пределы взлетно-посадочной полосы. Аналогичные случаи произошли 5 ноября в аэропорту Екатеринбурга "Кольцово" и 20 декабря в аэропорту Новосибирска "Толмачево". Тогда никто не пострадал.
Более того, на авиационном форуме некий очевидец, находящийся сейчас в Чехии, утверждает, что прилетел в этот же день тем же самолетом в Пардубице и приземление прошло совсем не гладко. "При посадке долбанулись носовой стойкой так, что вывалились 3-4 полки с кислородным оборудованием", - написал он. По информации диспетчерских и аэропортовых служб, ни о каких технических неполадках экипаж самолета не сообщал.
У авиакомпании RedWings, которая принадлежит "Национальной резервной корпорации" бизнесмена Александра Лебедева (он уже пообещал оказать материальную помощь родственникам погибших), 9 самолетов Ту-204. Воздушное судно, потерпевшее крушение, с бортовым номером RA-64047, было выпущено 12 декабря 2008 года на заводе "Авиастар" в Ульяновске. Авиакомпания RedWings эксплуатирует его уже четыре года. В то же время, это один из самых новых самолетов авиакомпании: не считая разбившегося, у нее есть один самолет 2009 года, три - 2008 года и четыре - 1996-2001 годов выпуска.
Red Wings входит в число 15 крупнейших авиакомпаний России и является крупнейшим заказчиком и эксплуатантом пассажирских самолетов типа Ту-204. Перевозчик был основан в 1999 году под названием "Авиалинии 400", а современное название получил в 2007 году. В настоящее время занимается регулярными авиаперевозками из "Внуково".
Авиакомпания RedWings фактически является единственным в России авиаперевозчиком, который пытается за счет финансовой поддержки продлить производство Ту-204 и проект разработки Ту-204СМ. Ранее стало известно, что власти России решили отказаться от дальнейшей разработки Ту-204СМ в пользу пассажирских лайнеров МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Red Wings располагает активным заказом на 15 самолетов модернизированной версии Ту-204СМ. При этом твердый контракт на покупку самолетов (а также расширение заказа до 44 Ту-204СМ) может быть заключен при условии предоставления госгарантий. В 2013 году Red Wings планирует получить два Ту-204 из авиапарка прекратившей свою деятельность авиакомпании "Кавминводыавиа".
Это второе крушение самолета Ту-204 с момента начала его коммерческой эксплуатации. В марте 2010 года самолет этой же модели авиакомпании "Авиастар-Ту" совершил аварийную посадку в километре от взлетно-посадочной полосы аэропорта "Домодедово". Однако тогда в результате крушения никто не погиб. Впоследствии пилоты Ту-204 были приговорены к условным срокам за то, что приняли неверное решение: у самолета отказало навигационное оборудование, и они решили садиться в ручном режиме при плохих погодных условиях.
29 декабря утром известный блогер-путешественник Сергей Доля написал в своем "Живом Журнале": "Этот 2012 год станет (уже через пару дней), самым безопасным годом в истории гражданской авиации мира... В развитых странах в 2012 году произошло 0 авиакатастроф с жертвами, при том, что в большинстве крупных аэропортов мира в среднем 1 раз в минуту взлетает или садится самолет". Похоже, что блогер выбрал неудачный день для того, чтобы "полечить" путешественников от авиафобии.