Отпраздновав в конце 2012 года года 140-летний юбилей, Политехнический музей в новом году успел проработать лишь восемь дней и ушел на запланированную пятилетнюю реконструкцию, цель которой – полное преображение. В действительности, модернизация предполагает не обновление легендарного музея, а создание совершенно нового организма: музея Науки на базе Политехнического. Фактически Политех закончил свое существование, и ожидание начала новой жизни окрашено в грустные тона — прежде всего, для сотрудников главного российского музея науки и техники, вынужденных в спешке паковать экспонаты.
Экспозиция Политехнического закрылась 9 января, а уже 15 числа в музее прошла пресс-конференция, посвященная переезду, и из него начали выдворять первые экспонаты, причем крупные — легковые автомобили, например, «советский Форд» из транспортной коллекции, уникальной благодаря единственному в мире сохранившемуся автомобилю «Руссо-Балт». Все понимают, что транспортным образцам Политеха на самом деле повезло, поскольку на время реконструкции им нашли площадки для экспонирования. Часть машин уедут в Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу, мотоциклы примет Музей техники Вадима Задорожного на Ильинском шоссе, а велосипеды поучаствуют в передвижной выставке «Homo Velox», которая отправится по нескольким городам.
Музейные фонды и библиотека, объединяющая около 3,5 миллиона томов, переедут на территорию бывшего завода «Москвич» в Текстильщиках — предположительно, в конце мая, так как транспортировке предшествует долгий процесс упаковки. Осенью 2013 года Политех откроет временную экспозицию на ВВЦ, под которую выделен павильон «Транспорт»; на новой площадке музейщики обещают опробовать некоторые современные технологии, какие впоследствии будут использоваться в историческим здании. Директор музея Борис Салтыков, в прошлом министр науки и технической политики страны, на пресс-конференции рассказал, что еще у Политеха появится новое помещение в здании фундаментальной библиотеки МГУ — Музейно-просветительский центр — однако заниматься площадкой, ориентированной на студентов и научных работников, уже будут на деньги спонсоров.
На ближайшие пять лет — до открытия музея в начале 2018 года — запланирована не только реконструкция исторического здания на Новой площади, никогда не ремонтировавшегося, но и, как заявлено, полное обновление концепции, оснащения, технической жизни музея. В будущем из Политеха хотят сделать научно-образовательный центр мирового уровня, но какое место модернизация оставит истории и как распорядится с коллекцией, собиравшейся на протяжении 140 лет, — вот вопрос, волнующий сотрудников Политеха.
Грандиозные по замыслу планы, за которыми стоят специально созданный «РОСНАНО» Фонд развития музея и Попечительский совет во главе с Игорем Шуваловым, коллектив Политеха встречает с опаской и недоумением, причем уже на протяжении нескольких лет. Изначально резкое неприятие и открытая критика действий нового руководства, в том числе Салтыкова, видоизменились — слишком тяжелыми оказались последствия. Из штата в более чем 600 сотрудников в музее по-прежнему работают около 250, остальные уволены. Уходили они чаще всего по собственному желанию, правда, после того как их оставляли на «голых» ставках, без надбавок. Из разговора с сотрудниками разных отделов, попросивших не называть их имен, стало понятно, что напряжение в отношениях с Салтыковым, сменившим на посту директора Гургена Григоряна (он оказался для модернизации «староформатным»), осталось — «он слушает, но не слышит». Основная претензия к нему та же: Салтыков, грамотный и профессиональный в своей «инновационной» сфере, исключительно вежливый с каждым работником — не музейщик, отсюда и путаница в понятиях, и непонимание некоторых музейных процессов.
Перед Борисом Салтыковым стоит непростая задача: уложиться по датам переезда и открытия музея в срок, так как власти не хотят повторений историй с Большим театром, Мариинкой и прочими колыбелями культуры. Отсюда и главное указание — упаковаться примерно за полгода и переехать еще за несколько месяцев. Некоторые сотрудники музея практически уверены, что собрать фонд из 210 тысяч единиц хранения за столь короткое время невозможно, если действительно тщательно подходить к транспортировке экспонатов и понимать, что пять лет они будут во временном хранилище, а потому должны быть аккуратно подготовлены. Тем более, пока точно неизвестно, где после открытия нового Политеха разместится основное хранилище музея — по словам Салтыкова, возможно, в районе метро «Отрадное», однако вопрос еще не решен. Музейщики, обеспокоенные судьбой и состоянием коллекции, приводят в пример музей науки в Мюнхене, который со вдвое меньшим фондом переезжал четыре года, соблюдая необходимый принцип работы с предметами.
Исполняющая обязанности главного хранителя Олеся Семенова пытается смотреть на ситуацию оптимистично и не строить прогнозов относительно сроков, однако признает, что процесс долгий: все объекты нужно сверить с описаниями, исправить описание (если состояние экспоната, например, ухудшилось), затем отфотографировать, взвесить, показать реставраторам, разобрать в некоторых случаях, упаковать. Пока что за несколько месяцев из вещевого фонда музея, насчитывающего около 80 тысяч единиц (остальное — это письменные материалы, изображения и т.д.), упакованы 10 процентов, библиотека же готова на 90 процентов. Впрочем, окончательно переезд состоится не тогда, когда упакуют все вещи, а когда будут готовы принимающие площадки.
Помимо переезда, разногласия не только в самом музее, но и в экспертной среде вызывают два основных вопроса. Первый — собственно 7,6-миллиардная реконструкция исторического здания, которая будет проводиться по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами. По мнению многих, проекта мало реалистичного, особенно в московских условиях. Из Политеха собираются делать музей-парк с оранжереями во внутренних дворах и якобы выставленными там экспонатами.
Салтыков признает, что некоторые решения в проекте японского архитектора явно умозрительны, например, идея закрыть внутренние дворы современной японской пленкой с эффектом самоочищения, которая, как выяснилось, не удовлетворяет условиям светопроницаемости. Из-за нее во дворах может стать слишком темно, поэтому пленку уже решили заменить на стеклопакеты, а сам проект, также предполагающий наличие четрыхметрового рва до самого основания музея, продолжают дорабатывать. Сейчас бюро доводит до ума рабочий проект, и в конце февраля документы уйдут на экспертизу, после чего будет проводиться конкурс на генподрядчика. Сотрудники музея говорят, что до сих пор обстоятельной архитектурной оценки выбранного проекта так и не проводилось. Зато уже известно, что Политех планирует обзавестись подземной парковкой, причем рассматриваются два фантастических варианта: под Лубянской или Новой площадью. В паркинг под Лубянкой верится с трудом, но Салтыков упирает на то, что его наличие в принципе предусмотрено московским правительством, пытающимся улучшить транспортную ситуацию в центре города.
Модные навороты Исигами, связанные с «открытием» фундамента музея, выглядят даже более обдуманно, чем концепция музея, которой вовсе нет. Она сейчас только разрабатывается британской компанией Event Communications. Вопрос «содержания и начинки» Политеха доверили иностранцам, что важно с точки зрения использования зарубежного опыта, но явно недостаточно, поскольку досконально фонды знают только его сотрудники. Event Communication регулярно консультируется со специалистами из Политехнического, которые, в свою очередь, признались «Ленте.ру», что иностранные коллеги заимствуют их идеи, а значительной «новизны» в наработках британцев не наблюдается.
Пока известно, что экспозиция будет делиться на три смысловых раздела — «Материя», «Энергия» и «Информация» — а акцент в жизни музея будет сделан на просветительскую деятельность, которую, впрочем, Политех вел всегда. Экспозиция будет ориентирована на все возрастные группы. Так, раздел для детей, по словам Салтыкова, должен быть развлекательно-образовательным, в качестве удачного примера, на который стоит равняться, он привел Московский планетарий. По идеальному сценарию, посещаемость музея вырастет с 400 тысяч человек до двух миллионов в год, при этом еще никто не сказал, что проходимость здания позволит это осуществить. Увеличению же числа посетителей, по имеющемуся замыслу, должны способствовать туристы, для которых обязательно сделают аудиогиды на английском.
В состав Попечительского совета входят Чубайс, Вексельберг, Волошин, что дает основания верить в успех модернизации, а главное — в то, что музей науки и техники, который обязан идти в ногу со временем, станет современным и технологичным. Однако в одном отодвинутые в сторону сотрудники Политеха правы: в совете нет ни одного музейщика, понимающего музейные «правила».
То, что «политехнических» сотрудников не слышат, грустно еще и потому, что никто из них не идет войной на начальство — не выступает против пресловутой модернизации и не кидается на защиту текущей экспозиции, безусловно, нуждающейся в регулярном обновлении. Принципиальное отличие истории Политеха от других резонансных случаев музейной или театральной сферы заключается в том, что они не против нового. Наоборот, они понимают, чего музею не хватает, и радеют за перемены — но перемены качественные, при которых обеспечена сохранность всех объектов. Сотрудники музея, которые людям со стороны обычно кажутся въедливыми и занудными, требуют бережного отношения к экспонатам и фонду. И им кажется логичным, чтобы часть будущей экспозиции была посвящена истории, развитию техники или, по крайней мере, развитию научной идеи.
Многие в Политехе, продолжая выполнять огромное количество работы, сейчас говорят, что чувствуют себя не у дел, потому что с творческим коллективом, в последнее время стремительно сокращающимся, никто особо не считается. Кажется, что вместе с раритетными автомобилями из музея вывозят и «старых» работников, но пословицу «старый друг лучше новых двух» еще никто не отменял, тем более если этот друг из Политеха.
P.S. Тем, кто хочет пройтись по музею еще хотя бы разок, можно посоветовать отправиться на временную выставку «Мифология Online», которая будет открыта до 10 февраля. Последний раз посетители смогут заглянуть в музей весной 2013 года, да и то, скорее всего, только в Большую аудиторию — до мая там будет давать спектакли Политеатр.