28 января в России прошла скидочная акция нескольких интернет-магазинов электроники и бытовой техники — ее окрестили «первым "киберпонедельником" в Рунете». Но итоги акции получились не совсем такими, каких можно было ожидать: группа инициативных пользователей весь день ловила интернет-магазины на обмане покупателей. Выяснилось, что «киберпонедельник» вовсе не гарантирует, что акционный товар будет иметь самую выгодную цену.
«Киберпонедельники» зародились в США в 2005 году и напрямую связаны с «черной пятницей» — традиционным днем начала крупных распродаж в розничных магазинах. Сама «черная пятница» проводится на следующий день после Дня Благодарения (который, в свою очередь, отмечается в четвертый четверг ноября). «Киберпонедельник» же знаменует массовые скидки в интернет-магазинах и проводится в ближайший понедельник после «черной пятницы», когда отдохнувшие за длинные выходные американцы добираются до офисов и могут потратить несколько часов за компьютером на покупки.
С чем связано решение провести российский «киберпонедельник» в конце января, не совсем понятно. Об акции 24 января объявила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят Wikimart, Enter, «Белый ветер Цифровой», «М.Видео», «Эльдорадо» и «Десятое измерение». Эти компании и стали главными участниками «киберпонедельника». На сайте АКИТ сообщалось, что агрегатор интернет-магазинов Wikimart и магазин «Белый ветер» дадут скидки до 70 процентов, а Enter — до 75. Остальные магазины обещали менее значительное, но тоже довольно ощутимое снижение цен.
Однако похоже, что российские потребители не привыкли доверять объявлениям о скидках и распродажах. Во всяком случае кому-то показалось не лишним проверить участников акции «на честность». Для этого с самого утра «киберпонедельника» в Facebook была создана группа, которая и стала впоследствии главным местом столкновения недовольных покупателей (в основном потенциальных) и представителей интернет-магазинов, пытавшихся оправдать странности ценовой политики своих компаний.
Практически сразу же выяснилось: цены, которые якобы были установлены по скидке, порой оказывались выше, чем они были в этих же интернет-магазинах, скажем, неделей ранее. Проверить это было легко: кэши «Яндекса» и Google обновляются с задержкой в несколько дней, причем оба поисковика уточняют, копию страницы за какое число они показывают.
Оказалось, к примеру, что 42-дюймовый 3D-телевизор LG стоил 9 января в магазине Enter 33090 рублей, а 28 января, в день распродажи, его цена вдруг выросла до 34356 рублей (вдобавок появилась глумливая табличка «Суперцена»). Похожие «финты» наблюдались с некоторыми товарами у «Эльдорадо» и «Белого ветра».
Смешнее всего выглядел «Белый ветер», который для пущего эффекта стал публиковать на своем сайте две цены — зачеркнутую «до» скидки и нормальную «после». Например, для ноутбука, который в день акции предлагался за 18790 рублей, указывалась «старая» цена в 21990 рублей. Дотошный покупатель же выяснил, что 11 днями ранее этот ноутбук стоил всего 20490 рублей, а значит, и скидка выглядит уже менее внушительно.
Участники группы скрупулезно собирали доказательства, а в интернет-изданиях уже днем начали появляться первые разочарованные сообщения о «"киберпонедельнике" по-русски».
Вскоре в комментарии к недовольным пользователям пришли представители интернет-магазинов. К примеру, Дмитрий Наумовец из «Белого ветра» доказывал, что в интернет-магазине товары и так стоят дешевле, чем в розничных точках компании, а «завышенная» и зачеркнутая цена, на которую указал покупатель, как раз отражает стоимость этого товара в рознице. Более того, далее в ходе дискуссии он раскрыл главный подход компании к акции, и заключается он вот в чем: «киберпонедельник нацелен, прежде всего, на клиентов, не совершавших до этого покупок в интернете».
Впрочем, на комментариях в группе представители «Белого ветра» не остановились. К ночи компания опубликовала видеоинтервью со своим гендиректором Данилой Васкевичем. В течение восьми минут Васкевич пытается объяснить, что его компания несет страшные убытки от участия в этой акции, но делает это ради удовлетворения клиентов. А на вопрос о том, почему цена на определенный товар со скидкой у «Белого ветра» оказывается выше, чем в каком-то магазине, не участвующем в акции, глава компании намекнул: дешевле могут быть только «серые» поставки.
Тема «серых» поставок как оправдание низких цен у конкурентов вообще неоднократно всплывала в обсуждении «киберпонедельника». Представитель Enter Екатерина Белоусова даже попала впросак, попытавшись намекнуть, что интернет-магазин «Десятое измерение» так дешево продает определенную модель телевизора, потому что эти самые телевизоры китайцы переносили через границу на своих собственных спинах. Впоследствии выяснилось, что телевизор производится в России, и Белоусовой пришлось извиняться перед конкурентами.
Впрочем, к Enter у участников группы были и другие претензии. На одну из них — о том, почему цены «из кэша» оказываются ниже, чем цены «со скидкой», — Белоусова ответила в комментариях на ToWave.ru. Если коротко, то, по ее словам, ценообразование является настолько сложной вещью, зависящей от такого огромного числа параметров, что порой стоимость одного и того же товара может меняться несколько раз в течение дня. «На самом деле очень обидно, что самые благие намерения в отношении клиентов так гадко интерпретируют», — посетовала она. К аргументу о сложности ценообразования обращались и представители других магазинов.
Еще одна претензия к Enter не касалась напрямую «киберпонедельника», но затрагивала скидочные акции компании в целом. Дело в том, что 24 января интернет-магазин объявил о том, что с 25 по 31 января он будет продавать 30 тысяч товаров по «себестоимости». В пресс-релизе пояснялось, что «цена складывается из закупочной цены, расходов на хранение и транспортировку товара», а на рекламу (в том числе уличную) пошел лозунг «Закупочная цена на 30 000 товаров». В попытках разобраться с хитросплетениями терминов участники группы о «киберпонедельнике» дошли до жалоб в кучу инстанций.
На фоне всей этой критики меньше всего пострадала репутация «Эльдорадо», «Десятого измерения» и «М.Видео». О последнем магазине почти никто не вспоминал. В «Десятом измерении» сдержали обещание и дали скидку в 20 процентов (правда, как пишут, узнать о ее существовании можно было только на стадии оформления заказа). «Эльдорадо» же оказался единственным из участников «киберпонедельника», кто объяснил некорректные цены на сайте техническим сбоем и продлил акцию еще на день.
Однако сказать, что «киберпонедельник» провалился, все же нельзя — напротив, для магазинов-участников он прошел вполне успешно. Несмотря на весь негатив, вылитый в соцсетях, количество заказов в «М.Видео» и Wikimart в этот день оказалось значительно выше, чем в пиковые дни декабря, а «Белый ветер» продал товаров в четыре раза больше, чем в обычные дни. Ну а какими в итоге окажутся репутационные издержки компаний, которых обвинили в попытке нажиться на доверчивых покупателях, рынок вряд ли узнает.