Картография для чайников Интернет проголосовал за новую схему московского метро

Фото: Василий Шапошников / РИА Новости

31 января заканчивается голосование за новую схему московского метрополитена. В конце дня организаторы конкурса объявят автора той схемы, которая с марта 2013 года будет висеть во всех вагонах метро. Если не произойдет ничего непредвиденного, победителем станет проект, предложенный студией Артемия Лебедева, — этот вариант лидировал с первого дня голосования и набрал более 50 процентов голосов.

Открытый конкурс на лучшую схему линий московского метро был объявлен 1 ноября — после того как выяснилось, что только-только расклеенная в вагонах схема компании «Автоселл» не полюбилась ни уважаемым пассажирам, ни специалистам-дизайнерам. Схема эта появилась в метро 17 сентября, и не ругал ее только ленивый — и за наезжающие на линии названия станций, и за отсутствие вокзалов, аэропортов и реки, и за обилие не построенных еще объектов. Доходило до того, что схемы в вагонах меняли на самодельные. В итоге Департамент транспорта вместе с «Городскими проектами» блогера Ильи Варламова и муниципального депутата Максима Каца объявили новый конкурс, принять участие в котором мог любой желающий.

Пикантная деталь: поскольку выделенные на разработку новой схемы деньги безвозвратно ушли «Автоселлу» (компании, которая с лета 2011 года занимается вопросами размещения рекламы в метро), участие в новом конкурсе было безвозмездным. Зато победителю пообещали возможность разместить на принятом варианте схемы свой логотип.

На рассмотрение конкурсной комиссии, в состав которой наряду с представителями Департамента и «Городских проектов» вошли специалисты из России, Великобритании и Германии, прислали 35 работ. В основном участием в конкурсе заинтересовались дизайнеры из России (среди отечественных заявок были, например, такие и такие), однако упоминались также работы из Франции и Нидерландов. Из общего числа комиссия отобрала три варианта, разработанные дизайн-бюро РИА Новости, студией Артемия Лебедева и дизайнером Ильей Бирманом (все три проекта вместе с pdf-файлами и авторскими описаниями можно посмотреть на сайте Департамента транспорта).

Список финалистов был объявлен 11 января. Тут-то и началось самое интересное — оказалось, что впервые за почти 80-летнюю историю метрополитена к выбору схемы привлекут пассажиров. Победитель будет определен с помощью открытого голосования в интернете.

Главным — надо сказать, приятным — сюрпризом стало отсутствие вопросов к выбору конкурсной комиссии. Судя по всему, отбор не прошли те работы, где не до конца были выполнены требования заказчика, а также слишком радикальные предложения. Нетрудно заметить, что в финал прошли довольно консервативные проекты — самым смелым нововведением стал восьмиугольник, заменивший привычное кольцо в центре схемы, предложенной РИА Новости.

Так или иначе в итоге организаторы представили на суд пользователей три проекта. К каждому из них могут быть претензии, но в то же время все три являются серьезными дизайнерскими работами и уж явно на голову выше схемы, существующей сейчас.

На момент сдачи этого текста в голосовании на сайте Департамента транспорта приняли участие более 72 тысяч человек. Примерно 52 процента выбрали лебедевский вариант. Проекты Ильи Бирмана и дизайн-бюро РИА Новостей набрали, соответственно, 26,5 и чуть более 21 процента. «Экзит-полл» в ЖЖ Артемия Лебедева показал немного другое распределение голосов: 57,3 процента за схему студии, 29,8 процента — за вариант Бирмана и всего 12,8 процента — за восьмиугольную схему РИА Новостей. При этом голосование внутри редакции «Ленты.ру» показало, что официальная электоральная статистика не имеет никакого отношения к реальности. В рамках этой своеобразной выборки голоса распределились примерно так.

Это показала и реакция интернета. Весь январь на сайтах городских изданий и в соцсетях обсуждали восьмиугольник Рудермана (арт-директора проекта РИА Новости), кружки пересадок Лебедева (особенно авторы схемы Егор Жгун и Людвиг Быстроновский гордятся пересадочным узлом на «Библиотеке имени Ленина») и стрелочки Бирмана (уникальную систему навигации без координатных сеток). Обо всякие приятные мелочи вроде звездочки у Кремля или перечеркнутого самолетика у станции «Аэропорт» тоже сломано немало копий. Не одну виртуальную дружбу разрушил и бантик, в который завязали Москву-реку лебедевские дизайнеры.

Да, схему Лебедева, особенно многослойный ее вариант, интереснее повесить дома — и часами изучать маршруты электричек. Да, система навигации, предложенная Ильей Бирманом, может показаться непривычной, а восьмигранная кольцевая линия РИА Новости способна до смерти перепугать особенно консервативных пассажиров. Однако все схемы хорошо сверстаны, на всех присутствует необходимая информация — указаны вокзалы и аэропорты, нанесены маршруты аэроэкспрессов и экспресс-автобусов. Так что в глубине души многие неравнодушные пользователи наверняка понимают, что, какой бы вариант ни победил, все равно будет не так уж плохо.

Голосование стартовало на сайте Департамента транспорта 22 января. На раздумье пользователям дали 10 дней — вечером 31 января организаторы обещали назвать автора той схемы, которая весной заменит во всех вагонах ненавистное детище «Автоселла». Чтобы избежать накруток в пользу того или иного кандидата, на сайте работала система верификации по СМС: проголосовать можно было, только предоставив номер своего телефона и введя код, присланный в виде сообщения.

Разумеется, совсем без разговоров о накрутках и фальсификациях не обошлось. В соцсетях сразу появились сообщения в духе «раз в этой стране нельзя честно выбрать Думу и президента, то и мой голос за схему метро ничего не решит». А стоило проекту студии Лебедева вырваться вперед (произошло это буквально в первый же день голосования), как студию и лично Артемия Лебедева принялись обвинять в применении «административного ресурса»: нагнали, дескать, фанатов из ЖЖ.

Однако настоящего скандала все же не случилось — видимо, благодаря системе СМС-верификации: проголосовать несколько раз можно было только при наличии нескольких сотовых телефонов, и никаких явных технических преимуществ ни у одного кандидата не было. Говорили, что Лебедев играет нечестно — у студии, мол, огромное число поклонников, готовых не глядя проголосовать за что угодно. Однако кажется все же маловероятным, чтобы это обстоятельство могло так уж существенно повлиять на исход голосования: уж где-где, а в интернете завистников и недоброжелателей у Темы тоже хватает.

Единственная здравая претензия может заключаться в том, что у Ильи Бирмана, в отличие от соперников, не было возможности рекламировать свой проект через раскрученную медиа-площадку (каковыми вполне могут считаться сайт РИА Новости и ЖЖ Лебедева — один из самых читаемых блогов рунета). Исправить эту несправедливость попытался Илья Варламов, посвятив схеме Бирмана отдельный пост в своем ЖЖ, тоже довольно популярном — более 53 тысяч подписчиков. Конечно, совсем честно было бы предложить пользователям голосовать за схемы, не указывая авторов, но тогда холивары в пабликах вышли бы гораздо более скучными.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше