Пассажирам круизного лайнера «Карнивал Триумф» пришлось провести в море целую неделю вместо запланированных трех дней. Вследствие пожара у судна не только сломались двигатели, но и вышла из строя система канализации и водоснабжения. Именно это обстоятельство сделало круиз по Мексиканскому заливу абсолютно незабываемым.
«Карнивал Триумф» (Carnival Triumph) был спущен на воду в 1999 году, поэтому лайнер считается относительно новым и безопасным. В составе флота компании Carnival Cruise Lines он ходил под флагом Багамских островов, радуя краткосрочными морскими круизами преимущественно американских туристов, тянущихся к яркой экзотике Больших и Малых Антильских островов.
До 11 февраля жизнь на лайнере текла своим чередом. Комфорт и развлечения для 3100 пассажиров обеспечивали 1100 человек обслуживающего персонала и команды. В распоряжении туристов были 13 палуб с тематическими ресторанами, бассейнами, кинотеатрами, спа-салонами и иными увеселительными заведениями. Весь этот плавучий курорт питали электричеством мощные дизельные генераторы, которые одновременно служили источником энергии для двигателей судна.
Именно с неполадкой в одном из этих генераторов, видимо, и связаны все злоключения туристов, отправившихся утром 7 февраля из техасского порта Галвестон подышать свежим морским ветром. В начале третьего дня круиза, когда судно уже легло на обратный курс, в машинном отделении произошел пожар. Что именно стало его причиной, предстоит выяснить специалистам, однако в результате лайнер оказался полностью обесточен. На судне перестало работать буквально все: от главных двигателей до кондиционеров.
Туристам, возможно, это приключение поначалу могло даже показаться забавным. Во время пожара никто не пострадал, а легкий запах дыма добавил в кровь разомлевших от безделья пассажиров чуток адреналина. Однако последующие события никак не вписывались в общепринятые представления о круизе по Карибам.
Carnival Cruise Lines — один из крупнейших в мире круизных операторов. Входит в концерн Carnival Corporation & plc. Компании принадлежат 24 лайнера, и она занимает примерно пятую часть рынка морских круизов. Специализацией Carnival Cruise Lines являются непродолжительные, а потому и более дешевые путешествия, рассчитанные на средний класс. Большинство принадлежащих компании судов имеют в названии слово «Карнивал».
Несмотря на обилие воды вокруг, она исчезла из кранов: насосы, как и все прочие устройства, работающие от электричества, перестали функционировать. Принять душ или умыться в этих условиях стало большой проблемой. А в 30-градусную жару без кондиционеров соблюдение личной гигиены просто необходимо. К тому же разморозились холодильники с едой, которая начала портиться, тухнуть и издавать характерный запах.
Что еще хуже, встал вопрос о том, чем кормить четыре с лишним тысячи человек. Устроители круиза не планировали, что он затянется на неделю. Некоторые туристы впоследствии рассказывали, что ближе к концу путешествия даже возникали драки за относительно свежие продукты, а наиболее ушлые пассажиры вовсю торговали препаратами против диареи и расстройства желудка.
Хуже всего пришлось тем, чьи каюты были расположены на нижних палубах ближе к корме судна. Из-за пожара в расположенном неподалеку машинном зале их на всякий случай отселили на верхние палубы. Однако наверху свободных мест не было, поэтому погорельцы были вынуждены дневать и ночевать на палубе под открытым небом. Одеял и подушек на всех не хватало, что также становилось причиной возникающих тут и там конфликтов. Дополнительные неудобства причиняла качка. Так как системы стабилизации, естественно, вышли из строя, многие обитатели судна страдали от морской болезни.
Но самое неприятное ждало отпускников впереди. Суперсовременная и экологически безупречная канализационная система «Карнивал Триумфа» также работала на электричестве. Если без душа человек пусть и с некоторым дискомфортом, но прожить сможет, то без нормальной уборной в ограниченном пространстве это уже проблематично. Сначала люди ходили в туалет как обычно, но вскоре отходы жизнедеятельности перестали вмещаться в унитазы. Неработающая канализация не выдержала напора, и по лайнеру разлилось зловонное амбре. Позднее пассажиры начали справлять нужду куда придется: за борт, в пластиковые пакеты, но «Карнивал Триумф» так и продолжал дрейф, окутанный густым смрадом.
Многие пассажиры говорят, что в этой ситуации весьма достойно вели себя члены команды судна. Они практически безостановочно были заняты уборкой помещений, пытаясь создать хоть какие-нибудь условия для соблюдения гигиены. Однако радикально изменить положение им так и не удалось.
Фото: Chasemaclaskey / Instagram / AFP
Расстроенные, разозленные и очень недовольные участники круиза бросились звонить родне и руководству круизного оператора. Это было довольно опрометчивым решением. Вскоре мобильные телефоны разрядились почти у всего лайнера, а зарядить их, естественно, было негде. Туристы нашли другой способ сообщить миру о своем незавидном положении. Они вывесили на бортах сшитые из простыней транспаранты с описанием происходящего, которые тут же попали в выпуски новостей благодаря вертолетам, кружившим вокруг дрейфующего лайнера.
Тем временем американские власти и владельцы судна пытались как-то выправить положение. Все теми же вертолетами на лайнер перебросили несколько тонн грузов, в основном еду, воду, а также минигенераторы, с появлением которых у команды появилась возможность готовить горячую пищу и отчасти вернуть к жизни некоторые системы управления судном.
Спасательная операция, однако, шла не лучшим образом. Буксиры, присланные на помощь, оказались недостаточно мощными, а тросы, которыми они тянули лайнер, постоянно обрывались. В результате лайнер доставляли к американскому берегу четыре дня. В оправдание спасателей можно сказать, что им сильно мешали встречный ветер и волнение на море. Однако пассажирам и родственникам, дожидавшимся их на берегу, втолковать это было довольно сложно, к концу шестого дня путешествия и тех, и других переполнял гнев. Их яростные проклятия в адрес устроителей круиза и властей охотно пускали в эфир американские телевизионщики и печатали газетчики.
Судно удалось подвести к берегу только в ночь на 15 февраля. Правда, причалило оно не в техасском Галвестоне, а в алабамском порту Мобил, что дало повод некоторым страдальцам при сходе на берег исполнить песню Sweet Home Alabama. Несмотря на пережитые злоключения, люди были в приподнятом расположении духа, а некоторые даже целовали землю, оказавшись на суше.
Отпраздновав завершение своего круиза, многие пассажиры собираются сполна расквитаться с его организаторами. По всей видимости, компания столкнется с валом судебных исков со стороны настрадавшихся туристов и их родственников. Сarnival Cruise Lines уже отменила с десяток запланированных рейсов «Карнивал Триумф». Компания также признала, что на судне еще за несколько недель до злополучного рейса были зафиксированы разного рода неисправности оборудования.
Руководство круизного оператора пообещало выдать каждому пассажиру по 500 долларов наличными, полностью возместить стоимость билетов и даже один раз бесплатно прокатить на другом лайнере. Сколько людей удовлетворятся подобной компенсацией, сказать сложно. Чтобы понять их чувства, надо просидеть четыре жарких дня на протухшей еде без душа и туалета.