Громкий скандал в американских СМИ на этой неделе: легендарный репортер Боб Вудворд заявил, что в Белом доме ему угрожали в связи с профессиональной деятельностью. Тему с готовностью подхватили противники Барака Обамы, объявившие, что администрация президента пошла войной против заслуженного журналиста. Вскоре выяснилось, что главным возмутителем спокойствия оказался сам Вудворд, а эта история вполне может претендовать на звание самого бессмысленного североамериканского медиасрача последних лет.
69-летний Боб Вудворд — один из самых авторитетных американских репортеров, известный, в первую очередь, как разоблачитель Уотергейтского скандала. На днях Вудворд заявил, что в связи с его профессиональной деятельностью ему поступили угрозы из администрации президента. Поводом для конфликта стала недавняя колонка Вудворда в The Washington Post: журналист уличил Обаму в не совсем честных манипуляциях с бюджетом (подробнее о политической составляющей вопроса — здесь).
Недолго думая, Вудворд рассказал о конфликте с администрацией коллегам из популярного блога Politico. Из часового интервью Вудворда следовало, что он имел в Белом доме беседу с неким неназванным, но «весьма высокопоставленным» представителем администрации, который «в течение получаса на него орал», а затем направил ему электронное письмо со словами: «Вы пожалеете о сделанных вами заявлениях».
Новость тут же подхватили ведущие политические издания. Особенно разгорячились консерваторы: Вудворд — кумир американских либералов, практически в одиночку отправивший в отставку Никсона, и вот он заявляет об угрозах со стороны Обамы. Запахло «новым Уотергейтом». Страсти бушевали целые сутки. Газеты и телеканалы рассказывали, как Белый дом всей своей мощью обрушился на легендарного репортера. Сам Вудворд продолжал раздавать интервью, вновь и вновь повторяя, как ему угрожали в администрации.
На следующий день журналистам удалось добыть текст переписки между Вудвордом и таинственным недоброжелателем из Белого дома. Им оказался советник Обамы по экономическим вопросам Джин Сперлинг. Вот его письмо журналисту: «Простите, что повысил на Вас голос, был неправ. Но, на мой взгляд, Вы описываете детали, а в результате создается превратное представление о картине в целом. Но может быть, у нас с Вами на этот счет слишком разное мнение. Как Ваш друг, я думаю, что Вы пожалеете о сделанных Вами заявлениях».
А вот что ответил на это письмо Боб Вудворд. «Ну что Вы, Вы ни в коем случае не должны передо мной извиняться. Вы просто разнервничались, потому что верите в то, что говорите. Я лично даже люблю, когда спор немного накаляется».
Разумеется, столь бессмысленная история не могла появиться на пустом месте. Описанное событие — следствие специфического информационного фона, сложившегося в США в последние месяцы. Если в России главными медиасюжетами остаются «гребаная цепь» и непримиримая борьба условного Мамонтова с условным Познером, то для Америки центральная тема последнего времени — война Белого дома с американской прессой.
Основной посыл противников Обамы (а это целый лагерь консервативных комментаторов во главе с Биллом О'Райли, влиятельным ведущим Fox News) сводится к тому, что новая администрация развязала беспрецедентную медиакампанию с целью полностью уберечь президента от критики со стороны прессы. Как утверждают оппоненты, пиарщики Обамы перехватили информационную инициативу, сами определяют каждое появление президента перед журналистами и старательно отгоняют от него тех представителей прессы, от которых ждут неудобных вопросов.
Претензии не беспочвенные, но и не бесспорные. Барак Обама — безусловный любимчик телекамер, и создание подобного имиджа требует кропотливой и организованной работы со стороны администрации. Однако очевидно, что сложившееся положение дел характеризует не столько безнаказанность пиарщиков Белого дома, сколько некоторую беспомощность самих его критиков.
И, в общем, понятно, откуда берется эта беспомощность: отношения с прессой у Обамы довольно напряженные, и то, что с экранов телевизоров это совсем незаметно, — большая заслуга его помощников. 44-й президент известен, с одной стороны, недоверием к «корпоративным медиа», а с другой — большой подкованностью в том, что касается «новых медиа», микроблогов и прочих социальных сетей.
Само по себе желание президентской администрации уклониться от неудобного общения с журналистами закономерно и едва ли может быть неожиданностью для критиков Обамы. Чего они никак не ожидали, так это наступления новой эпохи взаимодействия с аудиторией, положившей конец монополии традиционных СМИ на информацию. Революция пришлась ровно на первое президентство Обамы, и он хладнокровно воспользовался ее достижениями.
В итоге равновесие между президентской властью и властью прессы очевидным образом сместилось. Даже формальные сторонники Барака Обамы из числа бывших соратников Билла Клинтона соглашаются, что нынешняя администрация заткнула журналистов за пояс, и в результате ей сходит с рук такое, о чем в их времена и мечтать не осмеливались.
Фактически, в сложившейся ситуации Обама может позволить себе вовсе не общаться с представителями СМИ, даже с президентским пулом. И хотя пока ничего такого не происходит, нетрудно понять, почему нервничают традиционные медиа: для них чрезмерное усиление противника означает отсутствие доступа к главе государства и, как следствие, невозможность работать — сродни пресловутому «запрету на профессию».
Что с этим делать, в американских СМИ еще не решили. Пока их тактика сводится к сеансам разоблачения Обамы, которого в материалах на тему отношений с медиа уже давно принято называть не иначе как «кукловодом из Белого дома». Очевидная проблема заключается в том, что все эти крики души изначально рассчитаны на тех, кто президентом и так недоволен, и не достигают ушей тех, кого сложившаяся ситуация устраивает, и — что еще важнее — тех, кто пребывает в счастливом неведении.