В декабре прошлого года Министерство юстиции Украины, отвечая на запрос главного редактора издания «Киев еврейский» Элеоноры Гройсман, заявило, что в местном законодательстве нет никаких ограничений на использование слова «жид». «Проведенный Министерством юстиции анализ не обнаружил употребления в актах законодательства Украины терминов 'жиды', 'жид' и 'жидовка', а также норм, запрещающих употребление указанных слов», — говорилось в официальном ответе. Полемика вокруг «жидов» возникла не на пустом месте — с приходом в украинский парламент националистической партии «Свобода» тема отношения титульной нации к евреям снова стала актуальной. Вопрос антисемитизма занимает свое, особое место в украинской истории, да и последние тенденции показывают, что число ксенофобов среди украинцев растет.
Социальная дистанция
В последнем номере издания «Зеркало недели» приведены такие данные: если в 1994–1996 годах в среднем 34 процента взрослого населения Украины готовы были допустить представителей других этнических групп в круг членов своей семьи и близких друзей, то в 2010–2012-м таковых стало вдвое меньше. Опрос, проведенный в прошлом году центром IHRPEX, показал, что лучше всего респонденты относятся к украиноязычным украинцам. Исследователи оперировали показателем социальной дистанции, в основу расчетов которого легли ответы респондентов на следующие вопросы: «Могли бы вы принять людей из определенной этнической или лингвоэтнической группы в качестве членов семьи?» (за положительный ответ начисляется 1 балл), «близких друзей?» (2 балла),« соседей?» (3), «коллег по работе?» (4), «жителей Украины?» (5), «посетителей Украины?» (6). Отдельный ответ допускался в такой форме: «вообще не пускал бы их в Украину» (7 баллов). Итоговый показатель социальной дистанции по отношению к украиноязычным составил 2 балла, по отношению к русскоязычным украинцам — 2,1, русским — 2,5, полякам — 4,2, евреям — 4,3 балла.
У евреев в этом опросе не самый высокий показатель; к примеру, для негров он составляет 5,5, а для цыган — и вовсе 5,7 балла. Но при этом, по словам генерального директора Киевского международного института социологии Владимира Паниотто, с середины 1990-х годов для евреев этот показатель существенно вырос. Да и в целом, если следовать указанной методике, можно констатировать, что уровень ксенофобии за последние 15-20 лет вырос с 3,4 до 4 баллов, причем в основном за счет молодежи. Российским показателям он все равно уступает, но остается более высоким, чем в странах Европы и в США.
Можно упомянуть также об опросе, который провел в марте 2011 года Киевский международный институт социологии. Согласно его исследованию, за безусловно квалифицированного еврея — кандидата в президенты Украины проголосовали бы только 36 процентов от его сторонников. Хуже дела только у кандидата-африканца: при тех же условиях его поддержали бы 18 процентов.
В прошлом году «Главред» приводил следующие данные: с конца 2006-го по 2008-й год на Украине наблюдался устойчивый рост преступлений на почве этнической ненависти: 2006-й — 14, в том числе 2 убийства; 2007-й — 94; 2008-й — 91. В 2008-2009 годах, напротив, зафиксирован спад: 2009-й — 35, 2010-й — 6. Однако уже в 2011 году количество таких преступлений возросло сразу до 43. Как считает эксперт Конгресса национальных общин Украины Вячеслав Лихачев, с 2010 года изменился климат в украинском обществе — оно начало очень быстро радикализироваться.
Фактор «Свободы»
Свою лепту в этот процесс, по мнению многих, внесла (пусть даже и косвенно) партия «Свобода». Уже то, что радикальная националистическая партия попала в Верховную Раду, было воспринято как знаковый момент. «Меня и моих коллег в Израиле беспокоит тот факт, что впервые подобная партия, открыто стоящая на ультраправых шовинистических позициях, может получить не только парламентское представительство, но и войти в состав правительства дружественной нам страны», — заявил перед прошлогодними выборами в Раду глава межпарламентской ассоциации «Израиль-Украина», депутат Кнессета от партии «Наш дом — Израиль» Алекс Миллер. Он также поразился тому, что коалиционное соглашение со «Свободой» подписала ведущая оппозиционная сила Украины — «Батькивщина». Миллер напомнил и о некоторых изречениях, которые приписывают лидеру националистов Олегу Тягнибоку, вроде «борьбы с жидвой», «гадящих инфицированных хасидов», «жидовской оккупации Украины» и так далее.
Сами «свободовцы» обвинения в антисемитизме в свой адрес всячески отрицают, при случае вспоминая трогательную историю о том, как жена Романа Шухевича — командира УПА — в годы Второй мировой войны прятала у себя дома во Львове соседскую девочку-еврейку Ирину Райхенберг. Справедливости ради стоит заметить, что в большинстве случаев антисемитизм украинских националистов действительно служит не более чем пищей для спекуляций их политических оппонентов — в повестке дня «Свободы» на сегодняшний день значится одна только голая политика, а все лингвоэтнические аспекты сводятся исключительно к борьбе с русским языком в стенах парламента.
Во многом антисемитскую репутацию «Свободы» формируют провокационные высказывания партийцев, которые с упрямством, достойным лучшего применения, продолжают отстаивать свое право называть евреев «жидами», а евреек — «жидовками». При этом националисты апеллируют к Тарасу Шевченко, неоднократно употреблявшему эти слова — впрочем, без какого-либо оскорбительного подтекста. Но ссылки эти звучат слабо — все же известный украинский поэт жил полтора века назад, и с тех пор нормы употребления целого ряда слов значительно изменились.
Но если учесть, что антисемитизм на Украине имеет богатую историю, полную кровавых событий, то неудивительно, что «Свобода» многими воспринимается как преемница тех, кто устраивал еврейские погромы на украинской территории и во времена Хмельницкого, и во времена Шевченко, и во времена Петлюры. Так, по итогам 2012 года Олег Тягнибок и его однопартиец Игорь Мирошниченко заняли пятую строчку в списке главных антисемитов планеты, подготовленном Центром Симона Визенталя. Первое же место в этом списке досталось египетским «братьям-мусульманам» Мохаммеду Бади и Футоху Мансуру, открыто призывающим к уничтожению евреев.
История вопроса
Если верить «Повести временных лет», то первый еврейский погром случился в Киеве ровно 900 лет назад — в 1113 году. О нем пишет и Василий Татищев. Природа этого погрома не совсем ясна; похоже, имело место просто народное возмущение, которое постепенно приобрело антиеврейский характер. Беспорядки начались после смерти князя Святополка, и первыми их жертвами стали приближенные этого не очень популярного в народе правителя, в частности тысяцкий (воевода) Путята. «Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я», — утверждает летописец.
В Великом княжестве Литовском, куда после погрома, устроенного монголами народам Восточной Европы, вошла значительная часть Украины, а позже и в Речи Посполитой, евреи, по свидетельству историков, «составляли важный компонент общества».
Однако в XVII веке, когда на Украине началась национально-освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого, евреи оказались главными жертвами этого конфликта, хотя фактически ни одну из сторон в нем не поддерживали. Ненависть восставших к евреям иногда объясняют тем, что именно они собирали налоги для поляков с украинского населения. После восстания еврейские общины в Левобережной Украине, которая впоследствии отошла к России, исчезли полностью, а в Правобережной Украине, оставшейся в польском владении, уцелела только одна десятая часть еврейского населения.
Похожая ситуация неоднократно повторялась в течение всего XVIII века во время восстаний гайдамаков. В этой связи стоит вспомнить резню в Умани, где гайдамаки перебили более десяти тысяч человек — поляков, евреев и украинцев-униатов. Кстати, «новой Колиивщиной» — восстанием православных украинцев в 1768 году, в ходе которого была взята Умань, — «свободовцы», как наследники гайдамаков, нынче пугают правящую на Украине Партию регионов.
В XIX и начале XX века, уже после того как почти вся нынешняя Украина вошла в состав Российской империи, еврейские погромы в Одессе, Николаеве, Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и других городах происходили регулярно, причем власти временами даже покровительствовали погромщикам. Число жертв разнилось. В 1904 году в Александрии (Херсонская губерния) при разгроме толпой синагоги погибли 20 евреев, столько же погибших было и год спустя в Житомире. В ходе октябрьских погромов 1905 года в Одессе погибли 400 евреев, в Екатеринославе — 67, в Симферополе — более 40.
Во время Гражданской войны евреям Российской империи пришлось пережить еще одну волну погромов, и так же, как и в царские времена, наиболее жестокие из них произошли на украинской территории. По данным историка Олега Будницкого, в 1918—1920 годах только на Украине зафиксировано более полутора тысяч погромов (в 1300 населенных пунктах), жертвами которых стали от 50 до 200 тысяч евреев. К этому приложили руку и большевики, и белогвардейцы, и банды Нестора Махно, и войска Симона Петлюры (Директория). По утверждению одних историков, Петлюра, которого в современной Украине считают одним из родоначальников местной государственности, не приветствовал погромы и даже наказывал их инициаторов; по утверждению же других, все было с точностью до наоборот. К слову, Петлюра уже в эмиграции был застрелен Самуилом Шварцбардом, который заявил, что таким образом отомстил ему за погибших соплеменников.
В советские годы (Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами был подписан Владимиром Лениным еще в июле 1918 года) погромы повсеместно прекратились. В годы Великой Отечественной войны коллаборационисты и местное население (на Западной Украине, в Крыму), наравне с гитлеровцами участвовали в уничтожении евреев. Из семидесяти еврейских общин довоенной Украины, о судьбе которых что-либо известно, 43 были уничтожены еще в 1941 году, а остальные — до середины 1942-го. Последний еврейский погром на украинской территории произошел уже после окончания войны — в сентябре 1945 года. Спор из-за жилплощади обернулся убийством трех человек (по другим источникам — пяти), избиением десятков евреев и разгромом их имущества.
Цитаты
«Антисемитизм и ксенофобия не являются сегодня характерными для украинской жизни», — президент Украины Виктор Ющенко, ноябрь 2007 года.
«Ющенко — банкир, занимается традиционной еврейской профессией. Антисемитизм Ющенко связан с тем, что он страшно завидует евреям и втайне сам хотел бы быть евреем», — писатель и журналист Олесь Бузина, октябрь 2009 года.
«Наверняка каждая израильская партия, представленная в Кнессете, является националистической. Дай бог, чтобы у нас такое было», — лидер «Свободы» Олег Тягнибок, октябрь 2012 года.
«Я же не против еврейства, вы же поймите! Я же простых евреев хочу уберечь от погромов, которые неминуемо последуют за тем, что сейчас половина страны голодная ложится спать. Я хочу спасти простых евреев от этого жидомасонского логова, которое при Кучме набралось, а при Ющенко приумножило свой капитал», — бывший мэр Ужгорода и экс-кандидат в президенты Украины Сергей Ратушняк, август 2009 года.
«Мы должны быть решительными в борьбе с любыми попытками возрождения тоталитарных идеологий, проявлениями нетерпимости на этнической почве. Как президент Украины я буду делать все, чтобы в нашем государстве и в дальнейшем царила атмосфера толерантности, взаимопонимания и согласия», — президент Украины Виктор Янукович, январь 2013 года.
«Мы все знаем об этих настроениях, знаем об антисемитизме, более того, знаем, что он никуда не денется. Как бы мы с ним не боролись, он никуда не денется. Пока есть евреи, будут антисемиты», — президент объединенной еврейской общины Украины, миллиардер Игорь Коломойский, октябрь 2012 года.
«По паспорту я украинец», — лидер парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк, декабрь 2007 года.
«Если бы было нужно дискредитировать украинскую идею, создать отталкивающий для Европы образ украинца-антисемита, радикала, драчуна, задиры, то для этого нужно было бы делать то, что делает сейчас "Свобода"», — депутат Верховной Рады от Партии регионов, бывший советник президента Анна Герман, февраль 2013 года.
«Дорогой рус-иван, вы должны знать, что... евреи выдумали «русский» народ после того, как выдумывать его прекратили немцы, и даже ваш основополагающий миф о «великой победе» Колымы над Бухенвальдом. Евреи сконструировали современное «русское» самосознание и даже ваш смешной антисемитизм... Без евреев вы, к сожалению, просто никто. Даже интересы «России» в Украине защищают в основном евреи или полуевреи», — лидер радикальной националистической партии «Братство» Дмитрий Корчинский, март 2013 года.