В Нью-Йорке 2 июня дан старт работам по ремонту Бруклинского моста - одного из старейших висячих мостов США и настоящего символа "Большого яблока". Ремонт моста, соединяющего Бруклин с Манхэттеном, займет не менее четырех лет и обойдется властям в полмиллиарда долларов, причем часть средств выделит стабилизационный фонд. Власти уверяют, что ремонт моста обеспечит рабочими местами сотни американцев, но скептики заявленным планам не верят.
Строками, вынесенными в эпиграф, описал Бруклинский мост Владимир Маяковский, посетивший Америку в 1925 году. Но в стихотворение поэта вкралась явная фактическая ошибка - мост, ставший спустя много лет настоящим символом Нью-Йорка, пересекает пролив Ист-Ривер, а не Гудзон, протекающий отсюда в нескольких районах к юго-западу.
Немного истории
Нью-йоркская администрация задумалась о строительстве длинного моста через пролив еще в первой половине XIX века. Тогда 400-тысячный Бруклин представлял собой скорее уездный городишко, чем пригород стремительно развивающегося Нью-Йорка, в то время как его антипод - чопорный Манхэттен, бывший тогда единственным районом города - рос буквально на глазах. Городские чиновники смекнули, что соединив эти два полярных мира, они бы разом решили сразу две тупиковые проблемы - перенаселенность Манхэттена и стагнацию Бруклина. Однако реализация проекта в те времена, учитывая развитие технологий, была практически невозможной - пролив Ист-Ривер считался одним из самых загруженных судоходных узлов Америки, а его ширина и скорость течения не позволяли возвести над ним сколько-нибудь устойчивую конструкцию.
Сдвинуть проект с мертвой точки удалось только в 1855 году, когда архитектор Джон Реблинг предложил построить над Ист-Ривер висячий мост - сооружение, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов. Эксперты восприняли предложение Реблинга скептически - к тому времени в мире не было ни одного висячего моста такой протяженности. Лишь спустя несколько лет Реблинг, уже имевший обширный опыт строительства висячих мостов по всей Америке, смог заручиться поддержкой влиятельных деятелей Нью-Йорка, и в 1869 году его проект был одобрен городскими властями. Однако Джону Реблингу было не суждено увидеть результат своей работы - на первых этапах строительства он получил тяжелую травму и вскоре умер от столбняка, а его дело продолжил сын Вашингтон Реблинг с супругой Эмили.
Работы по возведению моста начались в 1870 году, а завершились 13 годами позднее - в 1883 году. Бруклинский мост, обошедшийся его строителям в 15 миллионов долларов, стал первым, в конструкции которого использовались стальные прутья. До начала XX века нью-йоркский мост Реблинга считался самым длинным висячим мостом в мире. В 1903 году это звание у него отобрал Вильямсбургский мост, ставший вторым сооружением в Нью-Йорке, пересекающим Ист-Ривер. Примечательно, что сразу после возведения Бруклинского моста прошел слух, что он может не выдержать нагрузки и обрушиться. Конец слухам положили власти Нью-Йорка: по мосту провели два десятка цирковых слонов, тем самым сняв все вопросы о надежности его конструкции.
Вечный символ
С течением лет Бруклинский мост приобрел статус одного из самых запоминающихся архитектурных сооружений Нью-Йорка и стал излюбленным местом отдыха горожан. Он нашел отражение в кинематографе, литературе и даже в американском фольклоре: в США широко распространено образное выражение "продать Бруклинский мост", корни которого уходят в начало XX века - во времена расцвета нью-йоркских аферистов и жуликов всех мастей. Тогда не один приезжий богач выложил немалую сумму за сделку, которая, конечно, так никогда и не состоялась. С тех пор чересчур доверчивым нью-йоркцам, дабы показать им их легковерность, и предлагают купить Бруклинский мост. Символично, что в 2002 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг действительно вознамерился продать мост, однако планам главы городской администрации помешал тогдашний губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки.
Немало ролей Бруклинский мост "сыграл" и в кино. Он появляется в таких известных голливудских картинах, как "Однажды в Америке" и "Краденый камень". Не осталась без внимания и тема разрушения когда-то самого длинного висячего моста в мире - в голливудском римейке "Годзиллы" гигантский ящер срывает стальные канаты моста, но, запутавшись в них, погибает в результате атаки истребителей. Схожий сюжет обыгран в кинофильме "Монстро", где Бруклинский мост становится жертвой инопланетного чудовища.
Своим культовым статусом Бруклинский мост обязан не только запоминающемуся готическому стилю и беспрецедентными когда-то размерами, но и во многом тому символичному значению, что он имеет в жизни Нью-Йорка. Этот мост представляет собой своего рода ворота между двумя совершенно разными мирами - традиционно "черным" и криминальным Бруклином, сейчас самым населенным районом города, и Манхэттеном, историческим, культурным и коммерческим центром "Большого яблока". Сейчас Бруклинский мост ежедневно пересекают более 120 тысяч автомобилей, 4 тысячи пешеходов и свыше 2,5 тысячи велосипедистов со всех концов крупнейшего мегаполиса США.
Полмиллиарда на перекраску
Столь популярный среди горожан и исторически значимый мост время от времени нуждался в обновлении. Косметические работы проводились на Бруклинском мосту регулярно, однако в последние годы необходимость более капитального ремонта стала очевидной. На согласование деталей "омолаживающего" проекта ушло несколько месяцев, и в итоге 2 июня 2010 года был дан старт работам. В рамках масштабного проекта, первого за десятилетие, рабочие планируют полностью перекрасить мост, потерявший с годами свой былой песчаный цвет. Немаловажной частью заявленных работ станет ремонт устаревших элементов конструкции моста, а при необходимости и их замена.
Значительные силы будут направлены на увеличение пропускной способности Бруклинского моста. Планируется, что дорожные развязки, ведущие к нему, будут расширены и станут двухполосными. Таким образом, как надеются инициаторы проекта, удастся положить конец автомобильным заторам на подъезде к мосту, что сделает его более удобным для использования. Организаторы уверяют, что ремонт моста не вызовет неудобств для нью-йоркцев, так как основной объем работ придется на ночные часы и выходные. При условии соблюдения заявленного графика "омоложение" моста займет не менее четырех лет и обойдется властям в 508 миллионов долларов, лишь часть из которых предоставит федеральный бюджет.
Как водится, столь грандиозный проект вызвал критику со стороны некоторых особенно сознательных граждан. По заявлениям неформального покровителя проекта вице-президента США Джо Байдена, ремонт моста обеспечит дополнительные рабочие места, столь необходимые Америке в посткризисный период, приведет к росту экономической активности в Нью-Йорке, а также даст импульс реализации других ожидаемых инфраструктурных проектов города. Но так ли необходим Бруклинскому мосту и всему Нью-Йорку этот дорогостоящий проект?
Неудивительно, что основной поток критики направлен как раз на финансирование "омоложения" моста. Оказывается, что из требуемой суммы более 30 миллионов долларов предоставит стабилизационный фонд, который был создан в рамках плана по спасению американской экономики, запущенного президентом Бараком Обамой в 2009 году, в самый разгар финансового кризиса. Критики усомнились в необходимости финансирования ремонта моста из стабилизационного фонда, заподозрив власти в нецелевом расходовании средств.
Однако сторонники проекта указывают, что ремонт Бруклинского моста как нельзя лучше подходит для выделения под него стабилизационных средств. Как было заявлено, к ремонту непосредственно планируется привлечь около 900 рабочих, а в общей сложности Бруклинский мост обеспечит работой свыше 2500 человек. Таким образом, проект будет способствовать сокращению безработицы, то есть он полностью соответствует одной из ключевых целей правительства. Однако, по данным на конец марта, желания чинить и красить Бруклинский мост не изъявил никто. При том, что подрядчик работ - компания Skanska Koch - официально запустила проект еще в январе 2010 года. Власти уверяют, что данная информация уже устарела и не соответствует действительности. Чиновники просят подождать до июля, когда будет опубликован очередной отчет о ходе работ. Этот документ покажет, что ремонтом заняты целых 44 человека.
Джо Байден, в свою очередь, в одном из интервью косвенно согласился с доводами своих недоброжелателей. Он заявил, что ремонт идет по плану, но вместе с тем подчеркнул, что независимо от стоимости проекта Бруклинский мост должен быть отремонтирован. По словам вице-президента, даже в условиях обвала экономики такие, пусть и дорогостоящие, проекты необходимы.
На фоне допущения, что инициаторы ремонта Бруклинского моста претворят в жизнь свои наполеоновские планы по борьбе с безработицей, местные жители и журналисты задаются вопросом - кто именно будет привлечен к работам? Горожане высказывают опасение, что рабочие места займут неквалифицированные люди и нелегальные иммигранты, которые лишат работы малоимущих нью-йоркцев. Вызывает опасение и тот факт, что столь масштабная стройка спровоцирует всплеск преступности в Нью-Йорке, и так не слишком спокойном в этом плане городе.
Как бы то ни было, старт ремонту Бруклинского моста уже дан, а курируют проект на самом высоком уровне. Журналистам и жителям Нью-Йорка остается только ждать результатов работы строителей и надеяться, что обещанные экономические перспективы найдут воплощение в реальности.
Артур Степанов