Каждый год, когда в Россию приходит весна, снег и лед на дорогах сходят, обнажая растрескавшийся от перепада температур и влажности асфальт. На месте трещин из-за плотного автомобильного потока появляются выбоины, а затем и глубокие ямы, в которых автомобилисты порой оставляют колеса. К лету под натиском рассерженных граждан разбитые дороги начинают чинить, осенью ремонт заканчивается. Затем наступает зима. Круг замыкается.
В России, как говорится, две беды, и одна чинит другую. По оценкам Генеральной прокуратуры, требуемым стандартам в РФ не соответствуют свыше 60 процентов федеральных дорог, а также более половины дорог регионального и местного значения. Неудовлетворительное состояние дорожного полотна, по данным ГИБДД, спровоцировало в 2012 году 42,7 тысячи ДТП, то есть более пятой части от всех зарегистрированных аварий. С января по март 2013 года из-за плохого состояния проезжей части произошла почти треть от всех учтенных аварий (9,6 тысячи из 33,1 тысячи зарегистрированных ДТП).
В международном рейтинге, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, Россия оказалась в десятке худших стран по качеству дорог, уступив в том числе Казахстану, Азербайджану и Таджикистану. Хуже российских дороги оказались разве что в Молдавии, Румынии, Монголии и на Гаити. В национальном «первенстве» самые плохие и опасные дороги, по оценкам общественного центра «За безопасность российских дорог», оказались в Пермском крае. В десятку худших регионов вошли также Москва с Подмосковьем и Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Относительно безопасными аналитики назвали дороги Удмуртии, а также Тюменской и Белгородской областей. И хотя рейтинг безопасности лишь косвенно говорит о качестве дорог, идеальным асфальтом в России похвастаться пока некому.
В ремонт дорожного покрытия ежегодно вкладывают миллиарды бюджетных рублей, но до сих пор построить более или менее долговечные дороги в России не получается. После очередной зимы асфальт опять размывает вместе с тающим снегом. Чиновники с пеной у рта доказывают, что делают все возможное, но природу, мол, не победить: российский климат рано или поздно сломает любую дорогу. Их оппоненты отмечают, что климат в России не такой уж уникальный и на севере США, в Канаде или скандинавских странах дороги справляются с зимовкой очень даже неплохо. Для этого достаточно использовать проверенные качественные материалы и соблюдать утвержденные технологии при ремонте и строительстве дорог. Однако, как заключила прокуратура, и на материалах, и на технологиях в России умудряются экономить, притом что средняя стоимость километра дороги в России составляет 41 миллион рублей — это дешевле, чем в США и Канаде, но дороже, чем, например, в Финляндии.
Больше всех среди российских регионов на дороги тратит город с самыми длинными в мире пробками — Москва. В 2013 году только на ремонт асфальто-бетонных покрытий столичные власти выделят 2,8 миллиарда рублей. За три ближайших года на реконструкцию 340 километров московских дорог уйдет около 500 миллиардов рублей. Причем, как ранее обещал мэр Москвы Сергей Собянин, в столице больше не будут ремонтировать ямы «заплатками» — все покрытие на разбитом участке станут менять целиком. Более того, каждые три года власти собираются полностью менять асфальт на московских дорогах.
Вливания миллиардов рублей, впрочем, на качестве московских дорог сказываются не слишком заметно: весной выбоины в асфальте появляются не только во дворах, но и на больших магистралях. Что уж говорить о регионах, где денег на дорожный ремонт не так много — им средств зачастую хватает только на облагораживание центральных улиц, по которым ездит местная администрация. За состояние второстепенных дорог гражданам приходится бороться самостоятельно — они отправляют властям письма с жалобами и устраивают акции разной степени оригинальности.
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Как показывает практика, на единичные письма граждан о выбоинах на дорогах власти реагируют вяло (если вообще реагируют). Чтобы как-то исправить ситуацию, в мае 2011 года блогер и общественно-политический активист Алексей Навальный запустил сервис «РосЯма». После короткой регистрации на сайте вы можете составить жалобу в ГИБДД, указав точный адрес, где расположена яма, ее описание и даже фотографию. Если за 37 дней власти яму не отремонтировали, с сайта «РосЯмы» можно отправить жалобу в прокуратуру.
По схожему принципу работает сервис Probok.net, хотя за пределами Москвы и Подмосковья он пользуется не слишком большой популярностью. Тем не менее и «РосЯма», и Probok.net оказались достаточно успешными и привлекли внимание властей к разбитым дорогам. В Москве обоими сервисами вдохновились настолько, что по их образу и подобию создали собственный — dorogi.mos.ru. В тех же регионах, где официальными жалобами местные власти не пронять, бороться с бездорожьем приходится подручными средствами.
Волна гражданских акций по привлечению внимания властей к разбитым дорогам прокатилась по российским городам летом 2012 года (хотя отдельные акции проходили и ранее). В Твери несколько десятков активистов по ночам обводили контуры ям и выбоин краской, а на пешеходных переходах рисовали «зебры» (там, где их не было). Власти провели проверку и в официальном письме заявили, что выбоины на городских дорогах появились по вине... кладоискателей.
В Волгограде в 2012 году из разбитой улицы Танкистов сделали «Аллею звезд»: вокруг каждой колдобины краской нарисовали звезду с именем одного из местных чиновников. В Екатеринбурге поступили оригинальнее: рядом с ямами в асфальте изображали карикатурные лица председателя екатеринбургской думы Евгения Порунова, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и главы администрации Екатеринбурга Александра Якоба. Дорожные рабочие карикатуры закрасили, а ямы забросали сухим асфальтом. И лишь после того, как активисты оставили рядом с ямами надпись «Закрашивать — не чинить», выбоины отремонтировали как полагается.
Активисты из Ярославля пошли еще дальше и в апреле 2012 года устроили торжественные похороны местных дорог с участием нескольких десятков человек (одна из первых подобных акций, к слову, прошла в том же Ярославле в мае 2010 года). Память «безвременно ушедших дорог» почтили минутой молчания, затем участники акции возложили к ямам букеты гвоздик. Весной 2013 года моду на «похороны» дорог поддержали во Пскове, в Волгограде, а также в украинском городе Коломыя и латвийском Даугавпилсе.
Подобные акции быстро привлекают внимание властей и — что еще более важно — журналистов. В итоге подвиги «рассерженных горожан» получают огласку, а сами активисты — многочисленных подражателей не только в российских городах, но и за границей. Правда, эффективность таких акций достаточно относительна и носит локальный характер: в большинстве случаев администрация ремонтирует только те дороги, на которых вдруг появились могильные цветы или портреты чиновников. Собственной инициативы, как и денег на полноценный ремонт дорог, властям по-прежнему не хватает.