В конце апреля негосударственные пенсионные фонды обратились в правительство с просьбой разъяснить особенности идущей в стране пенсионной реформы. НПФ недовольны тем, что поручение президента Владимира Путина предоставить россиянам право выбрать пенсионную модель не выполняется. Причиной стала банальная бюрократия. Это уже не первое критическое выступление по поводу реализации реформы с начала года: на нее обрушивались независимые эксперты, предприниматели, депутаты Госдумы и даже чиновники администрации президента. Хотя реформа обсуждалась более года, ее конечный вариант, похоже, оказался сырым, а его реализация явно пробуксовывает: действия правительства либо отменяются, либо вязнут в дискуссиях.
Пенсионную реформу разрабатывали почти весь 2012 год: активные дискуссии начались еще весной, а концепцию развития пенсионной системы России до 2030 года Министерство труда представило только в октябре. Хотя официально чиновники и говорят о необходимости повысить эффективность и справедливость пенсионной системы, основной целью реформы считается сокращение дефицита Пенсионного фонда РФ, превышающего триллион рублей. В итоговую концепцию вошло четыре основных элемента: повышение страховых взносов для самозанятого населения, сокращение накопительной части пенсии с шести до двух процентов, рост пенсионных налогов для работников вредных производств и пересмотр пенсионной формулы (см. врез).
Когда в конце 2012 года пенсионную стратегию утвердило правительство, а Государственная Дума проголосовала за необходимые законопроекты, казалось, что их начнут активно воплощать в жизнь. Однако выяснилось, что часть новых законов не до конца продуманы, и их решили в очередной раз пересмотреть. Другие законы со всех сторон начали подвергать критике. Речь идет не только о парламентской оппозиции (лидер коммунистов Геннадий Зюганов, например, обещал, что фракция КПРФ в Госдуме сделает все, чтобы остановить пенсионную реформу). Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, бывший замминистра Минздравсоцразвития Юрий Воронин заявил, что новая пенсионная формула не имеет смысла, так как сокращает права граждан, за что даже получил взыскание от Кремля.
О первых трех компонентах пенсионной реформы «Лента.ру» подробно уже писала. Что касается пенсионной формулы, то, несмотря на одобрение концепции реформы в декабре, формула тогда еще не была готова, и она не опубликована до сих пор. Ее общественное обсуждение будет продолжаться до 15 июня, а сама формула начнет работать не раньше 2015 года. Формула предполагает, что действующее разделение на базовую, накопительную и страховую часть пенсии будет сохранено. Первая часть будет гарантированной государством социальной выплатой, своего рода «страховкой от бедности». Страховая часть будет зависеть от среднего размера зарплаты гражданина, с которой он уплачивает налоги в пенсионную систему. Разработчики формулы полагают, что она должна гарантировать гражданину замещение после выхода на пенсию 40 процентов утраченного заработка.
В результате из всех элементов пенсионной реформы в 2013 году не был пересмотрен только один — повышение страховых взносов для работников вредных производств, имеющих право на досрочную пенсию. «Лента.ру» решила напомнить, какие решения были пересмотрены, какие не работают из-за бюрократии, а какие еще не приняты, но уже активно критикуются.
Сокращение накопительного компонента было пересмотрено еще в декабре, почти одновременно с одобрением концепции пенсионной реформы. Тогда Владимир Путин заявил, что граждане в течение 2013 года должны иметь право выбрать, сохранять ли им накопительную часть в неизменном виде или направить две ее трети в солидарную часть (о том, как работают накопительная и солидарная части, см. врез). В январе президент уточнил, что такое право должно остаться у граждан и после 1 января 2014 года. Первоначальная концепция пенсионной реформы предполагала, что накопительный компонент сократится у всех граждан в обязательном порядке. Не исключено, что решение Путина было вызвано критикой сокращения накопительной части финансовым блоком правительства, банками и негосударственными пенсионными фондами (достоинства накопительной системы «Лента.ру» уже разбирала). В то же время власти фактически отказались от ключевого способа ликвидации дефицита Пенсионного фонда.
В настоящее время на зарплаты россиян начисляется 22 процента (входят в общую 30-процетную ставку страховых взносов), которые направляются в Пенсионных фонд. Из них 16 процентов составляют солидарную часть и направляются на текущие выплаты пенсионерам. От того, сколько гражданин уплатил страховых взносов, зависит его солидарная (страховая) часть пенсии. Остальные шесть процентов составляют накопительную часть. Граждане могут передавать ее управляющим компаниям и НПФ. Средства инвестируются в финансовые инструменты и могут наследоваться родственниками пенсионера. Деньгами тех, кто не перевел свои средства, управляет государственный ВЭБ. Концепция пенсионной реформы предполагает сокращение накопительной части с шести до двух процентов.
Решение президента о праве сохранять накопительный компонент, однако, также не выполняется. Оказалось, что чиновники не успели разработать соответствующие бланки, в результате чего граждане не могут написать заявления на сохранение накопительной части пенсии. Кроме того, необходимые законодательные акты также не были разработаны. В конце апреля Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) написала курирующему реформу вице-премьеру Ольге Голодец письмо. В нем НПФ предупредили правительство, что из-за проволочек у граждан появится право сделать пенсионный выбор не раньше четвертого квартала текущего года. В результате времени на осознанный выбор гражданам просто не хватит, учитывая, что сейчас только 22 процента населения знают о том, что у них будет возможность сделать этот выбор. НПФ, в свою очередь, не хватит трех месяцев на информирование будущих пенсионеров.
Повышение пенсионных налогов для самозанятого населения стало причиной массового ухода в тень и прекращения бизнеса индивидуальных предпринимателей и, по всей видимости, будет отменено. С 1 января текущего года страховые взносы для ИП были увеличены в два раза: с 17 до 35 тысяч рублей в год. В результате с начала года с регистрации снялось 330 тысяч индивидуальных предпринимателей, а в «Опоре России», занимающейся защитой малого бизнеса, предупредили, что по итогам года страна может потерять еще около 600 тысяч ИП. В правительстве, Совете Федерации и Госдуме начались дискуссии, большинство из которых сводились к тому, что налог необходимо вернуть на прежний уровень. В итоге снижение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей поддержали и Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев. 12 апреля премьер пояснил, что страховые взносы для ИП будут снижены вдвое и зафиксированы на уровне 2012 года. Налоги будут повышены только для предпринимателей с годовым оборотом выше 300 тысяч рублей: им придется платить еще один процент с выручки. Когда будут внесены изменения, пока неясно.
Пенсионная формула, внесенная в правительство в марте, пока неизменна, но ее сохранение в текущем виде вызывает сомнения. Разработчики формулы неоднократно заявляли, что она должна быть понятна каждому работающему гражданину, чтобы население могло самостоятельно высчитывать размер своей будущей пенсии. Тем не менее, конечный вариант формулы оказался предельно сложным. Так, по словам того же Воронина, даже бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина не смогла с ней справиться. По словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, формула описана «дурацким языком, в ней даже человеку с двумя высшими образованиями не разобраться». С самой формулой можно ознакомиться, например, здесь. Правда, Минтруда обещает разработать некий пенсионный калькулятор, который позволит каждому самостоятельно рассчитывать свою пенсию, но как он будет работать, станет известно только через несколько недель. Однако это не идет ни в какое сравнение с нынешней системой, которую можно описать в двух словах: объем выплаченных гражданином страховых взносов просто делится на срок дожития.
Повышение необходимого для пенсии трудового стажа также активно критикуется, так как фактически может считаться завуалированным способом увеличения пенсионного возраста. Минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию, будет повышен до 15 лет, но он будет гарантировать только минимальные выплаты. Для получения обещанного коэффициента в 40 процентов гражданам необходимо проработать 30 лет и получать зарплату не ниже средней по стране. При этом большинство россиян имеют доход ниже среднего; следовательно, для желаемой пенсии им придется работать и после пенсионного возраста. При этом формула содержит ряд пунктов, которые мотивируют граждан выходить на пенсию как можно позже. Так, трудовая деятельность в течение пяти лет после 60 лет для мужчин и 55 для женщин позволит увеличить пенсию на 85 процентов. На протяжении трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста получать полную пенсию, как сейчас, они не смогут, что многие также сочли нарушением прав граждан.
Считается, что новая формула позволит получать более высокие пенсии гражданам с высокими зарплатами. Для этого введен следующий механизм. Если сейчас страховые взносы в полном объеме уплачиваются с зарплат до полумиллиона рублей в год, а свыше этого порога ставка составляет 10 процентов, то в новой пенсионной формуле граница будет увеличена до миллиона рублей. В результате, подсчитали разработчики формулы, граждане с зарплатами в 60 тысяч рублей смогут получать пенсию в 24 тысячи в месяц. В то же время для их работодателей налоги вырастут, что создаст дополнительный стимул для возвращения к серым зарплатам. Кроме того, планы по высоким пенсиям будут реализованы только в случае благоприятной экономической ситуации. В солидарной системе текущие пенсии зависят не только от того, сколько налогов пенсионер заплатил во время трудовой деятельности, но и от способности работающих поколений выплачивать налоги. Этот момент, по словам того же Воронина, в пенсионной формуле не учтен: в ней отсутствует демографический регулятор. А именно демография может поставить под сомнения будущие пенсии россиян.
В конце апреля демографы из Высшей школы экономики подсчитали, что в 2007-2010 годах в России была наименьшая демографическая нагрузка, и для пенсионной реформы это был самый удачный момент (данные ВШЭ приводит «Финмаркет»). В течение нескольких лет в России было наибольшее количество работающих на одного пенсионера, что позволило бы, например, нарастить накопительную часть, не сокращая выплаты пенсий. Момент оказался упущен: в стране начался процесс старения населения, и работающим будет все сложнее обеспечивать деньгами нетрудоспособных граждан. По прогнозам Института Гайдара, к 2030 году число трудящихся и получателей пенсий сравняется. Пока время для реформ еще есть, но то, что правительство делает с пенсионной системой, реформой в полной мере назвать нельзя. Скорее, это попытка залатать триллионную дыру, при этом угодив всем и никого не обидев.