Миллиардер Тони Старк, также известный как Железный человек, спасал Землю бессчетное число раз. Только на большом экране ему приходилось делать это трижды (дважды — практически в одиночку, еще раз — в составе команды «Мстителей»). Между тем, комиксы и мультфильмы с его участием выпускают с 1960-х, так что прецедентов на самом деле было гораздо больше. В начале мая 2013 года на экраны выходит лента «Железный человек 3», в которой Старк по привычке занимается спасением человечества — на этот раз под руководством режиссера Шейна Блэка.
Спасать мир по традиции непросто — даже не из-за того, что ему угрожает величайшее зло, а по той причине, что Старк (Роберт Дауни-младший) в очередной раз переживает личностный кризис. После сотрудничества с «Мстителями» Тони начали сниться кошмары. Чтобы хоть как-то отвлечься, Старк с головой погружается в работу и сутками торчит в лаборатории, где собирает все новых и новых железных людей. Такая ситуация, естественно, не устраивает Пеппер Поттс (Гвинет Пэлтроу) — девушку Тони и по совместительству главу Stark Industries.
Кроме того, Старк начинает получать приветы из прошлого — в частности, от ученого Олдрича Киллиана (Гай Пирс), которому Тони много лет назад отказал в сотрудничестве. Впрочем, Киллиан и без поддержки миллиардера добился успеха и разбогател — а теперь, кажется, задумывает что-то недоброе. Вдобавок ко всему, по телевизору с пугающей периодичностью начинают транслировать обращения террориста-психопата (Бен Кигсли), который называет себя Мандарином, грозится в ближайшее время расправиться с Соединенными Штатами и время от времени что-нибудь эффектно взрывает.
Когда же Старк, наконец, берет себя в руки, прекращает нервничать и отправляется на борьбу со злом, выясняется, что Шейн Блэк — чуть ли не идеальный режиссер для фильмов о Железном человеке. Ранее этот кинематографист был известен прежде всего как сценарист, зато в этом амплуа он поработал над многими весьма уважаемыми боевиками. Фильмография Блэка включает такие наименования, как «Смертельное оружие», «Последний киногерой» и «Долгий поцелуй на ночь». Богатый опыт позволяет Блэку снимать экшн так, что дух захватывает: масштабно, динамично, но при этом без мельтешения — в любой момент можно разглядеть, что именно происходит на экране.
То есть к Блэку претензий нет вообще, только вот сама франшиза «Железный человек», честно говоря, слегка надоела. Давайте попробуем вспомнить, чем именно первый фильм серии, вышедший в 2008 году, покорил зрителей. Возможно, на аудиторию сильное впечатление произвел тот факт, что Тони Старк — не самый типичный супергерой. У него дурной характер, он эгоистичный и самоуверенный — и одновременно обаятельный и смешной. В общем, он не плоский рисованный человечек, а вполне себе драматический персонаж. Просто так сложилось, что он еще и летает.
Во второй ленте (2010 года выпуска) зрителям напомнили, что Тони Старк — забавный и обаятельный обладатель дурного характера, что он умеет летать и в случае необходимости может спасти мир. В «Мстителях», премьера которых состоялась в 2012-м, Старк ровно такой же. И, наконец, в «Железном человеке 3» — вот неожиданность! — Тони все такой же самовлюбленный, все так же переживает личную драму, летает и смешит аудиторию. (Стоит отметить, справедливости ради, что в фильме Блэка есть как минимум одна действительно смешная сцена — в ней десятилетний ребенок пытается разжалобить миллиардера; результат довольно предсказуем.)
Конечно, экшен от серии к серии становится все более масштабным. В третьей части, например, Старка буквально закидывают ракетами (при том, что он в этот момент не защищен своим сверхпрочным костюмом), а после и вообще обрушивают ему на голову его же собственный дом. Выглядит все это впечатляюще, но возникает вопрос: с чем же Тони предстоит столкнуться в следующем фильме? Чтобы не разочаровывать зрителей, избалованных спецэффектами, Старка, наверно, как-нибудь закрепят на вершине Эвереста и будут лупить по голове как минимум Луной.
Создается ощущение, что даже сами создатели «Железного человека» подустали от собственной серии. Свидетельством тому является сцена после титров (все же знают, что в каждой картине Marvel в самом конце припрятан еще один эпизод). В «Железном человеке 3» этот эпилог получился несмешным, неинформативным и вообще довольно издевательским.
Если коротко, то новый фильм о приключениях Тони Старка не оригинален, но не то чтобы плох (а с технической точки зрения так и вовсе хорош). Просто студии Marvel, пожалуй, стоило бы вовремя остановиться, чтобы у зрителей не случился передоз Железным человеком. Правда, Marvel останавливаться не собирается: не за горами вторые «Мстители», где Старк наверняка снова будет шутить, демонстрировать не самые приятные черты своего характера и летать.