Кремль занялся упрощением миграционной политики в России — к 15 сентября правительству поручено разработать законопроект, который позволит жителям постсоветских стран получить гражданство РФ в максимально упрощенном порядке. Заявителю будет достаточно всего лишь более или менее сносно говорить на русском языке.
30 апреля, накануне майских праздников, президент Владимир Путин подписал указ, обязывающий правительство в срок до 15 сентября 2013 года разработать и внести в Думу законопроект, который значительно упростит процедуру принятия в гражданство России соотечественников. Речь идет о «носителях русского языка», родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ и СССР.
Новый указ появился по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, в ходе которой председатель Координационного совета российских соотечественников Франции Дмитрий Кошко спросил у президента России, как продвигаются дела с анонсированным для соотечественников упрощением рассмотрения заявлений на вступление в гражданство РФ. «Он (Жерар Депардье — прим. «Ленты.ру») получил гражданство почти за сутки, скажем. Но другие соотечественники есть во многих странах, которые любят Россию, которые говорят по-русски, болеют за Россию, но им приходится иногда ждать много лет, перед тем как получить ответ, а иногда даже они его не получают», — заявил Кошко.
В ответ президент Путин заявил, что для «соотечественников» действительно должен быть определен упрощенный порядок вступления в гражданство РФ. «Так же, как и для всех людей с постсоветского пространства, — минимум с постсоветского пространства, — которые находятся в репродуктивном возрасте, имеют хорошее здоровье, хорошее образование и могут легко быть адаптированы нашей культурной средой. Нам нужны такие люди». При этом президент отдельно пояснил, что для «категории людей», к которой принадлежит Кошко, тоже должен быть разработан особый порядок.
Неизвестно, проживали ли родственники Кошко «на территории РФ и СССР» (речь о подданных Российской империи, видимо, не идет). Но похоже, что Владимир Путин все же разделяет соотечественников на два типа — соотечественников «советского» периода и каких-то других соотечественников, до сих пор юридически не определенных в российском законодательстве. Последним, по всей видимости, придется подождать, тогда как «советских» соотечественников всеми правдами и неправдами пытаются затащить в российское гражданство и без всяких указов Кремля.
«Лента.ру» ранее разбирала законопроект о предоставлении гражданства «советским» соотечественникам, внесенный в Госдуму тремя сенаторами. Речь в данном законопроекте изначально шла не о том, чтобы наполнить содержанием провалившуюся программу переселения соотечественников, а именно о том, чтобы стимулировать предоставление гражданства РФ практически всем жителям постсоветских государств.
Авторы законопроекта (члены Совета Федерации И.М.Умаханов, В.М.Джабаров, В.А.Фетисов), в частности, уверяли, что российское гражданство в результате принятия документа смогут получить 25 миллионов человек, но их слова свидетельствовали лишь о непонимании текста собственного законопроекта. Даже в официальном отзыве правового управления комитета Думы по конституционному законодательству говорится, что гражданство, в случае принятия документа, будет предоставлено всем гражданам бывшего СССР и их потомкам (а это более 100 миллионов человек). «При этом для получения права упрощенного приема в гражданство от указанных лиц требуется лишь, например, предъявление паспорта гражданина бывшего СССР самого лица или одного из его родственников по прямой восходящей линии», — сообщали юристы комитета.
Скандальный законопроект прошел согласования в комитетах, но в итоге «завис» в парламенте на стадии рассмотрения в первом чтении (ожидалось, что оно пройдет в октябре 2012 года). Дальнейшая судьба документа неизвестна — 28 декабря 2012 года в Думу на законопроект поступил официальный отзыв правительства РФ, но что именно сообщили чиновники, остается неизвестным — на сайте Думы текст письма отсутствует.
Новый законопроект оказался далеко не первым из числа тех, с помощью которых российские законодатели пытались решить проблему паспортизации всего постсоветского пространства. В феврале 2012 года Госдума отклонила законопроект за номером 609009-5, внесенный в Думу депутатом Константином Затулиным, чрезвычайно похожий на сенаторский. Этот факт, впрочем, не помешал комитету по конституционному законодательству Госдумы (не путать с правовым управлением комитета) позднее объяснить рассмотрение «сенаторского» документа, фактически аналогичного затулинскому, «возросшей необходимостью интеграции наших соотечественников с Россией».
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», к соотечественникам относятся «иностранные граждане и лица без гражданства и их потомки, проживающие за пределами территории нашей страны и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ», включая лиц, «состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, и получивших гражданство этих государств», а также выходцев из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших иностранными гражданами или лицами без гражданства.
По всей видимости, в России острую «необходимость интеграции наших соотечественников» ощущают не только члены вышеупомянутого комитета. Иначе довольно затруднительно объяснить наличие сразу четырех (!!!) законопроектов, целью которых является введение упрощенного порядка принятия в гражданство РФ иностранцев в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». К этим законопроектам, помимо вышеупомянутого «сенаторского», относятся документы за номерами 643855-5 (внесен членом Совета Федерации М.М.Капурой), 129079-6 (внесен липецким областным советом депутатов), № 207071-6 (внесен депутатом Госдумы Р.И.Худяковым). При этом на законопроект 129079-6 правительство РФ отправило в Думу отзыв в тот же день, что и на законопроект сенаторов Умаханова, Джабарова и Фетисова. Этот отзыв на сайте Думы также не опубликован.
Дальнейшая судьба всех этих законопроектов на сегодня неизвестна, как неизвестно и то, как именно будет выглядеть документ, подготовленный в итоге правительством по указу Владимира Путина. Есть, однако, все основания полагать, что в Кремле также ощущают «необходимость интеграции наших соотечественников». А законопроекты, которые требует принять лично Владимир Путин, как правило, выскакивают из парламента, словно пробка из бутылки. Между тем своим указом президент фактически санкционирует более тщательную разработку одного из самых либеральных законопроектов в миграционной политике, который не только противоречит заявленному Кремлем курсу на введение визовых барьеров для граждан стран бывшего СССР, но и одновременно подменяет миграционную политику как таковую.
В России в последние годы сформировалась система, при которой в стране нелегально работают миллионы трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Легализовать их деятельность крайне затруднительно, но государство и не стремится упростить миграционные порядки. Сейчас властям не надо предоставлять мигрантам, работающим на территории России, те социальные блага, которые по умолчанию полагаются гражданам России. Нынешняя система, при которой мигрант фактически выключен из российской социальной сферы, является откровенно дискриминационной, однако она до сих пор была выгодна государству. Отсутствие запроса на изменение этой системы объясняет бездействие властей в разработке как требовавшихся «уже вчера» программ адаптации мигрантов, так и долгосрочных стратегий в миграционной политике.
Но экономическая целесообразность привлечения рабочих рук взяла верх. И вот уже власти, прикрывшись пафосным термином «соотечественники», фактически постулируют, что любой исторически связанный с Россией человек имеет право на получение гражданства, исключительно исходя из факта этой самой исторической связи. При этом во внимание не принимается ни все возрастающее недовольство внутри страны количеством переселенцев с постсоветского пространства, большинство из которых действительно находится в репродуктивном возрасте и имеет хорошее здоровье, но куда как реже — хорошее образование, ни то, что далеко не все из «соотечественников» могут быть «легко адаптированы» как «нашей культурной средой», так и системой социального обеспечения.