Идею строительства делового центра "Москва-Сити" власти столицы одобрили более 20 лет назад. Во времена Юрия Лужкова стройка была знаковой для города. С приходом на пост градоначальника Сергея Собянина, который назвал проект на Пресненской набережной важным, но ошибочным с градостроительной точки зрения, акцент сместился в сторону дорожного строительства. О "Москва-Сити" стали реже упоминать в СМИ, а вот интерес к проекту надзорных органов возрос. Тем более что застройщики и сами неоднократно давали поводы для запланированных и внештатных проверок.
Ревизии показали, что компании далеко не всегда соблюдают нормы строительства, да и рядовой визит в "Москва-Сити" свидетельствует, что в комплексе, который должен был стать визитной карточкой столицы, негде припарковаться и трудно найти нужное здание. Проще говоря, попадая в это скопление небоскребов, человек просто теряется, гонимый ветром и непонятными указателями. Вместе с тем, стоит зайти внутрь любой из высоток, и впечатление у посетителя возникает совершенно иное. Грандиозность проекта можно понять только изнутри. При этом мало кто догадывается, что пребывание в новых зданиях может оказаться по-настоящему опасным.
"Опасный" ТРЦ
По итогам последней масштабной проверки специалисты Генпрокуратуры, МВД, ФСБ и ФМС заявили о многочисленных грубых нарушениях градостроительного законодательства в "Москва-Сити". Основные претензии относились к части торгово-развлекательного центра "Афимолл Сити". Кроме того, в ходе ревизии выяснилось, что стройкомпании пользуются кольцевой транспортной эстакадой, которая еще не введена в эксплуатацию, и привлекают к строительству незаконных мигрантов.
Что касается "Афимолла", начавшего работу в марте 2011 года (его общая площадь составляет 320 тысяч квадратных метров), то претензии проверяющих вызвали несущие колонны, на деле оказавшиеся арматурными каркасами вперемешку с сеткой, цементным раствором и строительным мусором. Это, как отметили в прокуратуре, "представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, ежедневно находящихся на территории ТРК" (в декабре прошлого года ежедневная посещаемость "Афимолл Сити" оценивалась в 55 тысяч человек). По заключению экспертов, несущие колонны и стены необходимо возводить заново.
Девелопер проекта, компания AFI Development израильского предпринимателя Льва Леваева, незамедлительно прокомментировала появившуюся информацию. В пресс-службе застройщика отметили, что участок стены, о котором идет речь, является не несущей конструкцией, а временным ограждением технических коридоров, в которые посетители и даже персонал сейчас не допускаются. В настоящее время ведутся работы по усилению данного участка.
Также компания подчеркнула, что несущие стены ТРЦ построены в соответствии с проектной документацией, а забракованные колонны были возведены для будущего киноконцертного зала, и в изначальном проекте их не было. По словам представителей AFI Development, "Афимолл Сити" работает в обычном режиме, и посещение комплекса не несет никакой опасности. Руководство компании намерено в ближайшее время обратиться в прокуратуру за разъяснениями относительно первоначального заявления ведомства.
Позднее об отсутствии каких-либо угроз обрушения заявили и в Мосгосстройнадзоре. Как установили эксперты, дефектные колонны и стены не несут на себе нагрузок, а работы по строительству киноконцертного зала приостановлены до выяснения ситуации.
Серия пожаров
Проверки строительных работ в "Москва-Сити" проводятся на регулярной основе, а застройщиков ежегодно штрафуют на миллионы рублей. Среди тысяч нарушений большинство связано с качеством выполняемых работ, остальное - с культурой строительного производства.
Контроль за качеством работ многократно усилился после серии пожаров в 2012 - начале 2013 года. Так, вечером 2 апреля прошлого года загорелась башня "Восток" комплекса "Федерация" - флагманского проекта компании Potok (бывшая Mirax Group) бизнесмена Сергея Полонского. Тушение огня на 67-м этаже (250 метров) строящегося здания было осложнено сильным ветром и продлилось более четырех часов. В результате инцидента никто не пострадал.
Стоит отметить, что еще в конце 2010 года строительные работы на "Федерации" были приостановлены на месяц из-за недостатков в противопожарной безопасности. В 2011 году у Мосгосстройнадзора появились новые претензии к объекту, приведшие к перепалке между тогдашним первым заммэра Владимиром Ресиным и Полонским. Недостатки, впрочем, удалось оперативно устранить.
Следующий пожар в "Москва-Сити" датируется декабрем 2012 года, когда вспыхнул 20-й этаж строящегося небоскреба "Око" (возведением объекта занимается компания Capital Group). Через месяц в здании снова возник пожар, на этот раз на уровне 23-го этажа. Оба возгорания были достаточно быстро ликвидированы, пострадавших, за исключением нескольких рабочих, отравившихся угарным газом, не было. Причиной всех трех пожаров было названо попадание легковоспламеняющихся материалов на горячие поверхности (на прожектор в случае с "Федерацией" и тепловую пушку в башне "Око").
Как заявлял в феврале текущего года начальник управления пожарного надзора комитета государственного строительного надзора столицы Николай Беляев, по итогам 2012 года за нарушение пожарной безопасности с работающих в "Москва-Сити" компаний было взыскано более 300 миллионов рублей штрафов.
Долгострой
Строящийся с середины 1990-х годов "Москва-Сити" считается одним из главных детищ эпохи Юрия Лужкова. Бывший градоначальник всячески защищал стройку на Пресненской набережной от нападок, но вынужден был покинуть свой пост, так и не дождавшись окончательного его ввода в строй. После смены власти в столице деловой центр тут же подвергся резкой критике, в первую очередь за отсутствие транспортной и внутренней инфраструктуры. Сергей Собянин отрыто назвал "Москва-Сити" градостроительной ошибкой, признав при этом, что строительство комплекса надо завершить как можно быстрее. Одним из тех, кто присоединился к его мнению, был соавтор "Москва-Сити" архитектор Михаил Посохин.
На данный момент на территории делового комплекса, который первоначально предполагалось сдать в 2010 году, построена станция метро, торгово-пешеходный мост "Багратион", небоскребы "Город столиц", "Башня на набережной", "Северная башня", башня "Запад" комплекса "Федерация", Imperia Tower, ТРЦ "Афимолл", а также несколько транспортных развязок и объектов инфраструктуры. Согласно последним заявлениям чиновников, полностью достроить "Москва-Сити" планируется к концу 2015 года.
В 2006 году Сергей Полонский обещал заплатить миллион долларов тому, кто найдет трещину в фундаменте комплекса "Федерация". Тогда предпринимателю не пришлось выплачивать награду, но разговоры о функциональных недостатках небоскребов в "Москва-Сити", очевидно, в ближайшие годы не прекратятся. Сейчас, когда в деловом центре построен ряд шикарных небоскребов, его пешеходная и транспортная доступность вызывает большие вопросы. Стоящие впритирку высотки определенно доставляют неудобства посетителям комплекса. Впрочем, постепенно посещение "Москва-Сити" должно стать более удобным для его гостей, но сколько на это уйдет времени, неизвестно.
Среда обитания