26 мая в Каннах прошла церемония закрытия 66-го кинофестиваля. В основном конкурсе соревновались братья Коэны и Роман Полански, Джим Джармуш и Александр Пэйн, Франсуа Озон и Стивен Содерберг — однако Золотая пальмовая ветвь не досталась никому из них. «Лента.ру» представляет заключительный репортаж с Каннского кинофестиваля.
Каннский кинофестиваль подвел итоги. Жюри во главе со Стивеном Спилбергом удалось сделать невозможное — никого не оставить без внимания, наградить как очевидных фаворитов смотра, так и явных аутсайдеров. Главное — это то, что Спилберг не прошел мимо самого провокативного и самого важного фильма конкурсной программы, которым по итогам двенадцатидневного марафона оказалась лесбийская драма «Жизнь Адель. Главы первая и вторая» Абделатифа Кешиша — именно эта картина получила «Золотую пальмовую ветвь» 66-го Каннского кинофестиваля. Что необычно, награду вручили не одному Кешишу, а сразу трем участникам фильма: режиссеру и двум актрисам — Адели Экзаркопулос и Леа Сейду, без которых это кино никогда бы не состоялось.
Вечерняя победа Кешиша в Каннах тем более показательна на фоне новостей из Парижа, в котором все минувшее воскресенье проходила ожесточенная акция протеста против одобренного властями закона о легализации однополых браков и разрешении однополым семьям усыновлять детей. Уже никогда не узнать, насколько эти события повлияли на решение жюри, в котором в этом году находились сплошные звезды (актеры Николь Кидман и Кристоф Вальц, режиссер «Жизни Пи» Энг Ли и другие), — главное, что они свой выбор сделали. Хочется при этом отметить, что «Жизнь Адель» — это кино о первой большой любви, а любовь, как верно произносит один из персонажей Кешиша, не имеет пола.
Хорошая новость — «Жизнь Адель» в последние дни фестиваля была куплена для российского проката компанией «Кино без границ». Плохая — совсем недавно этой компании отказали в прокате сербского фильма «Клип» Майи Милош, в котором откровенных сцен было не меньше, чем у Кешиша. С другой стороны, проблемы с дистрибуцией фильм, очевидно, ждут не только в России, но и в других странах. На пресс-конференции победителей и членов жюри фестиваля Стивену Спилбергу задали вопрос — будут ли «Адель» показывать в Америке. Как человек деликатный, он ответил, что будут, но, вероятно, далеко не во всех штатах. В России фильм, скорее всего, тоже ждет непростая судьба — скорее фестивальная, чем кинотеатральная.
Второй по значимости приз — Гран-при фестиваля — ушел братьям Коэнам за фильм «Внутри Льюина Дэвиса». Награда заслуженная, но неожиданная — все, что делают эти режиссеры, давно не умещается в какие-либо соревновательные рамки. Забрать ветку из рук Ким Новак, звезды «Головокружения» Альфреда Хичкока, отреставрированную версию которого показывали в Каннах в этом году, вышел исполнитель главной роли Оскар Айзек, поскольку Коэны покинули Канны преждевременно.
Лучшим режиссером фестивальное жюри признало Амата Эскаланте, участвовавшего в конкурсе с фильмом «Эли» — действительно, мастерски срежиссированным. Не менее виртуозной жюри посчитало сценарную работу Цзя Чжанке в его же фильме «Прикосновение греха». Награду за «Лучший сценарий» Чжанке, еще не так давно совсем не говоривший по-английски, получил из рук Азии Ардженто, что кто-то на его месте мог бы расценить как дополнительный приз.
Самой скромной официальной наградой фестиваля жюри отметило японский фильм «Каков отец, таков и сын» Хирокадзу Корээда, в каннском конкурсе участвовавший ранее аж дважды. Это чрезмерно трогательная и совсем необязательная мелодрама о том, как буржуазная семейная пара однажды узнает, что их единственный сын — вовсе не их. Можно представить, чем это кино могло зацепить Спилберга — любителя семейных ценностей, но в целом из всех призов именно этот может вызывать сомнения.
Поскольку актрис «Жизни Адель» жюри выделило в «Золотой пальмовой ветви», таким образом избавив себя от необходимости вручать им дополнительный совместный приз за «Лучшую женскую роль» (а по новым местным правилам сделать это было бы еще и невозможно), награда в итоге досталась не менее сильной кандидатке — звезде фильма «Артист» Беренис Бежо за конкурсный фильм «Прошлое» иранца Асгара Фархади, снявшем после «Развода Надера и Симин» еще один фильм про распад семьи. «Лучшая мужская роль» отправилась в руки Брюса Дерна за главную роль в «Небраске» Александра Пэйна. В каком-то смысле Дерн сыграл самого себя — как минимум, между ним и его героем нет никакой возрастной дистанции.
Заслуживает упоминания и «Золотая камера» за лучший дебют, доставшаяся Энтони Чену из Сингапура за фильм «Ило Ило». Первой наградой это стало и для страны, которую представлял режиссер на фестивале. Приз за лучший короткий метр получил фильм «Сейф» Муна Бьона-гона из Южной Кореи.
Наконец, нельзя не сказать о радостном для России событии, произошедшем, правда, не на закрытии фестиваля, а двумя днями ранее: на параллельной основному конкурсу программе «Неделя кинокритики» приз за лучшую короткометражку («Иди и играй», «Komm und Spiel») получила Дарья Белова. Впрочем, для России это полупобеда: петербурженка Белова сейчас учится в Берлине, приехала отдельно от официальной российской делегации, и до победы в русском павильоне ее не привечали. По-другому Россия пока побеждать не умеет.