В конце мая Министерство труда рассказало о плане реформы системы досрочных пенсий, подразумевающей отмену льгот для некоторых работников вредных производств. Изменения, если они будут одобрены правительством и президентом, коснутся шести миллионов человек. На выплатах «досрочникам» государство в перспективе сможет сэкономить сотни миллиардов рублей, но решатся ли чиновники на столь непопулярную меру, пока неизвестно.
Система досрочных пенсий, действующая в России в настоящее время, была сформирована еще в СССР. Специальные списки профессий, обладатели которых имеют права на пенсионные льготы, появились в Советском Союзе в 1950-х годах. В 1974 году перечень принял современный вид, а в 1991-м его дополнили новыми профессиями. Профессии, дающие право на досрочную пенсию, разделяются на две группы по категориям вредности (первая группа имеет больше привилегий, чем вторая). Перечень достаточно широк: в него входят шахтеры, водители общественного транспорта, сотрудники некоторых промышленных предприятий, женщины, трудящиеся в текстильной промышленности, балерины и многие другие.
В настоящее время в России насчитывается 40 миллионов пенсионеров, из них 10,9 миллиона вышли на пенсию досрочно. Около шести миллионов получают досрочную пенсию, поработав на вредных и опасных производствах, остальные — это работники социальной сферы, в том числе врачи и учителя. В 2012 году содержание всех «досрочников» обошлось государству в 339 миллиардов рублей, что составляет почти треть дефицита Пенсионного фонда. О необходимости изменить систему досрочных пенсий в России говорили давно, но серьезное наступление на нее началось только в 2012 году, когда в правительстве активно обсуждали пенсионную реформу.
Субсидирование вредного труда
Высокие расходы не являются единственным недостатком российской системы досрочных пенсий. В середине 2012 года Институт гуманитарного развития мегаполиса (некоторые СМИ считают эту экспертную организацию близкой вице-премьеру Ольге Голодец, курирующей пенсионную реформу) предложил отменить досрочные пенсии для работников вредных производств. Тогда в организации обращали внимание, что досрочные пенсии являются скрытым финансированием предприятий, не улучшающих условия труда. Как сообщил «Ленте.ру» заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров, до недавнего времени работодатели были заинтересованы в том, чтобы количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда было как можно больше. Это позволяет компаниям не повышать зарплату, так как сотрудники продолжают работать, получая пенсию.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
В пресс-службе Пенсионного фонда также отметили, что многие досрочно вышедшие на пенсию граждане продолжают работать. По данным фонда, сейчас из 3,2 миллиона «досрочников» остаются на прежних рабочих местах 2,4 миллиона, или 75 процентов. Кроме того, работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест, а следовательно, почти не заинтересован в улучшении условий труда.
Вторым недостатком досрочных пенсий является то, что они не обеспечены финансовыми источниками. В Пенсионном фонде обращают внимание, что сейчас за «досрочников» платят все остальные участники пенсионного страхования. Кроме того, система имеет «уравнительный» характер. Досрочные пенсии назначаются на основании списков, а не реальной картины условий труда. В результате значительная доля «досрочников» трудятся не на вредных или опасных производствах, а на рабочих местах, которые просто попали в эту категорию.
В итоге, по словам Назарова, доля вредных и опасных производств в России одна из самых высоких в мире. В то время как в западных странах люди выходят на пенсию в среднем в 65 лет, в России эффективный выход на пенсию находится в районе 55 лет. Вредные и опасные рабочие места в развитых странах составляют около 1-2 процентов от общего числа, и еще около десяти процентов граждан выходят на досрочную сокращенную пенсию по собственному желанию. При этом на Западе под досрочным выходом понимается возраст около 63 лет, а в России «досрочники» выходят на пенсию в 50-летнем возрасте и даже раньше.
Реформа
Первым шагом, который неоднократно предлагался экспертами и в итоге был одобрен правительством, стало повышение страховых взносов для работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию. С 2013 года страховые взносы для профессий из первой группы вредности были увеличены на четыре процента, а для профессий из второй группы —
на два процента. Впоследствии дополнительный тариф предлагается увеличивать. Таким образом, вместо государства (читай: налогоплательщиков) расходы на содержание «досрочников» решили переложить на компании. Однако по расчетам Пенсионного фонда, чтобы полностью компенсировать право на досрочный выход на пенсию, страховой тариф необходимо поднять на 25 процентов. Такой рост налогов вряд ли возможен: маловероятно, что компании смогут выплачивать 55-процентные страховые взносы (и это не считая подоходных налогов, налогов на прибыль и НДС) с фонда оплаты труда.
Не стоит забывать, что работники вредных производств во многих случаях нуждаются не столько в денежной компенсации по достижении определенного возраста, сколько в дополнительном страховании на случай потери работоспособности и медицинском обеспечении, отмечает Назаров. По его словам, необходимо предусмотреть инструмент, позволяющий сотруднику покинуть работу, если его нахождение на рабочем месте в течение последующих нескольких лет может привести к сильному ущербу для здоровья. Речь идет, в частности, о работе на рентгеновском оборудовании. Она безопасна для здоровья в течение какого-то времени, но потом риски накапливаются и становятся необратимыми для здоровья. Поэтому работодателей, считает он, нужно финансово заинтересовать в переобучении персонала, чтобы он продолжал работать на новых должностях.
Как пояснили в пресс-службе Пенсионного фонда РФ, дальнейшие шаги предусмотрены Стратегией развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Граждане, имеющие «полный» специальный стаж, сохранят право на срочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном объеме. Другими словами, для них ничего не изменится.
Для тех, кто имеет «неполный» специальный стаж, предусмотрены два варианта. В первом случае их работодатели платят повышенные страховые взносы, а граждане сохраняют право на досрочные пенсии. Во втором случае работодатель самостоятельно предоставляет сотрудникам соцгарантии и компенсации в соответствии с коллективным или индивидуальным трудовым договором и освобождается от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Для граждан, еще не имеющих специального стажа, работодатели предоставляют социальные гарантии и компенсации, основанием для которых является в том числе аттестация рабочего места в рамках социального страхования риска утраты профессиональной трудоспособности.
Разработанный Министерством труда план в целом в эту концепцию укладывается. О нем 30 мая рассказал замглавы ведомства Сергей Вельмяйкин. К 2015 году планируется закончить так называемый переходный период. Те граждане, которые отработают к этому моменту на вредных производствах более половины необходимого для досрочной пенсии стажа, полностью сохранят свои права. Отработавшие меньше половины (в том числе даже один день) получат компенсации в виде корпоративных программ.
Те же, кто придет на вредные производства после 2015 года, не смогут рассчитывать на досрочные пенсии. Максимум, который они смогут получить, — это пособие по нетрудоспособности (инвалидности), если заработают профессиональное заболевание. В настоящее время в России такую выплату получают 155 тысяч человек, что почти в сорок раз меньше, чем число досрочных пенсионеров. Такая система, по словам Вельмяйкина, позволит значительно снизить дополнительный тариф для вредных производств — он составит около одного процента. В настоящее время, отметил представитель Минтруда, необходимые законопроекты разрабатываются. Сроки их внесения в правительство и Госдуму не уточняются.
Будет ли план реализован в полной мере, сказать трудно. Опыт предыдущих положений пенсионной реформы показывает, что когда конкретные шаги упираются в критику, их откладывают и пересматривают. Например, в прошлом году было решено повысить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, так как сейчас их пенсии фактически оплачивают работники по найму, но потом ставки налогов вернули на прежний уровень. Или другой пример: правительство сначала решило сократить накопительную часть пенсии, но потом предоставило гражданам право самостоятельно выбирать пенсионную модель.
Пока особой критики в адрес реформы досрочных пенсий не слышно, но и соответствующий документ еще даже не оказался в кабинете министров. Трогать социальные гарантии работников вредных производств для политической стабильности опасно в любой стране мира, и Россия в этом смысле не исключение. А поскольку социальная стабильность считается одним из основных приоритетов президента Владимира Путина, не исключено, что в итоге идея Минтруда будет спущена на тормозах.