В Сочи 9 июня завершился 24-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». «Лента.ру», подробно освещавшая конкурсную программу, представляет отчет с церемонии награждения.
Безусловным фаворитом жюри «Кинотавра» оказался фильм, получивший также и самую бурную зрительскую реакцию — и во время, и после просмотра. Это «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Фильм удостоен гран-при фестиваля; приз за лучшую мужскую роль ушел Константину Хабенскому; приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму достался Алексею Зубареву. Нововведением года стало появление еще одного состава жюри помимо основного — в жюри кинопрокатчиков вошли Алексей Рязанцев («Каро»), Сэм Клебанов («Кино без границ») и Геннадий Ходос («Киномакс»). Они тоже не оставили без внимания работу Велединского, что справедливо — это наиболее зрительская картина, и, в отличие от всех остальных конкурсных фильмов, ее неминуемо ждет самый широкий прокат. Дата премьеры уже назначена — 17 октября 2013 года.
Триумфатором по итогам смотра оказался и другой зрительский фаворит — «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова: секс-альманах удостоился сразу трех наград. Это приз за лучший дебют, диплом гильдии киноведов и кинокритиков, а также награда за лучшую женскую роль (ее получила Юлия Ауг — она сыграла чиновника, в котором многие узнали петербурского депутата Виталия Милонова). Сам фильм теперь запомнится не только благодаря откровенным сценам и диалогам, а также дважды выключавшемуся на премьере свету, но и церемонии закрытия, на которой Алексей Чупов во время прямой телевизионной трансляции сделал предложение Наталье Меркуловой.
«Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко также удостоились трех упоминаний. Приз за лучшую операторскую работу достался Шандору Беркеши, до этого работавшему с Борисом Хлебниковым на «Свободном плавании» и «Сумасшедшей помощи», Ильей Хржановским на «4» и Николаем Хомерики на «Сердца бумеранге». Приз имени Григория Горина за лучший сценарий получил Денис Осокин — казанский писатель и сценарист, постоянный соавтор Федорченко. Гильдия киноведов и кинокритиков отметила фильм дипломом.
Как и у многих других конкурсантов «Кинотавра», премьера фильма состоялась на международном кинофестивале — в данном случае на Римском. «Небесные жены» состоят из большого количества сверхкоротких эпизодов (если точнее, их 22), воссоздающих настоящие обряды марийцев; аналогии с «Декамероном» Бокаччо не избежать. Несмотря на то что кино, по словам режиссера, основано на вербатим-материале сценариста Осокина, поверить в происходящее в его новой документальной сказке для взрослых сложно и страшно. Тем более что Федорченко уже зарекомендовал себя ранее как человек, страстно создающий собственные искусственные миры — частью которых становится полет русского человека на Луну (мокьюментари «Первые на Луне») и выдуманные обряды народа меря («Овсянки»). Именно благодаря этому своему умению Федорченко по-прежнему остается наиболее интересным из режиссеров своего поколения, который не перестает удивлять.
Фильм, который был показан в последний день фестиваля и призов не получил, но о котором мы обещали рассказать в прошлом репортаже, — «Разносчик» Андрея Стемпковского (мировая премьера произошла на Роттердамском кинофестивале). Главный герой работает разносчиком пиццы, а его больному отцу необходима дорогостоящая операция, поэтому когда сыну предоставляется возможность заработать много денег, он не останавливается ни перед чем. Завязка в фильме подобна «13» Гелы Баблуани — герой случайно находит конверт, в нем лежит сим-карта, приходящие на нее SMS приводят его к ячейке камеры хранения, где лежат пистолет, фото жертвы и ее адрес. Становясь участником криминальной игры, в которой герою выпадает роль анонимного киллера, он отправляет отца на лечение в Германию, но обрекает себя на печальный конец. Помимо дебюта Баблуани, в фильме есть цитаты из других фестивальных картин, на которые «Разносчик» с самого начала распадается — больше всего Стемпковский цитирует Брюно Дюмона. Но любовь к чужому кино — а по Стемпковскому видно, что он заядлый киноман — не всегда дает положительный результат.
Еще два приза — у «Трубы» Виталия Манского. Манского наградили за лучшую режиссеру, а сам фильм получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Специальным дипломом с формулировкой «За энергию и обаяние» жюри отметило мужской актерский ансамбль фильма Дмитрия Тюрина «Жажда».
Последний приз фестиваля — назовем его самым важным — достался фильму «Легенда № 17» Николая Лебедева. Вручили его сочинские зрители — за победу в программе «Кино на площади». Программа эта проводится ежегодно как альтернативная основной, состоящей из авторского кино. «Кино на площади» — это исключительно зрительские фильмы, которые в течение года выходили в российский прокат. Фильм Лебедева делил зрительское внимание с такими картинами, как «Метро» Антона Мегердичева, «Духless» Романа Прыгунова, и «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии.
«Кинотавр»-2013 по праву можно назвать панорамой самого передового российского кино, снятого за год. До открытия 25-го «Кинотавра» как минимум четыре фильма из основного конкурса нынешнего года совершенно точно доберутся до российского проката — «Географ глобус пропил», «Интимные места», «Небесные жены луговых мари» и «Майор». А вот остальным придется постараться. В тот момент, когда все конкурсные фильмы по итогам фестиваля обретут своего прокатчика и зрителя, — вот тогда можно будет говорить не о положительных сдвигах, а о победе российского кинематографа. А пока мы всего лишь являемся свидетелями его возрождения — поступательного, но неминуемого.