Некоторые люди остаются детьми, даже когда им исполняется 30, 40, а потом и 50 лет. Режиссеру, продюсеру и сценаристу Гильермо дель Торо по документам сейчас 48 лет, а на самом деле — 12. И это, в общем-то, единственная информация, которую нужно держать в голове зрителю, собравшемуся на новый фильм дель Торо «Тихоокеанский рубеж».
События новой картины разворачиваются на Земле в недалеком будущем. Где-то в глубинах Тихого океана открылся загадочный портал. Куда именно он ведет, неизвестно, но через дыру на нашу родную планету время от времени проникают гигантские монстры. Чтобы отбить атаки, которые со временем становятся все чаще и свирепее, земляне строят так называемых Джегеров — огромных человекообразных роботов, для управления каждым из которых требуются сразу два пилота. Однако со временем ведущие мировые политики решают, что такая тактика ведения боя нерациональна, прекращают финансировать программу «Джегер» и начинают обносить страны, расположенные в непосредственной близости от океана, Великой стеной.
Однако адмирал Пентекост (Идрис Эльба) убежден, что будущее именно за Джегерами (его правоту подтверждает очередная ящерица-переросток, которая, выбравшись из моря, с относительной легкостью проделывает брешь в стене, защищающей Австралию). Он собирает всех функционирующих роботов и пилотов (включая главных героев в исполнении звезды «Сынов анархии» Чарли Ханнэма и японской актрисы Ринко Кикути) на базе в Гонконге и начинает готовиться к операции, цель которой — не просто победить чудовищ, но и уничтожить портал, из которого они появляются.
У инфантилизма есть свои прелести и недостатки; начнем, пожалуй, с первых. Великовозрастный ребенок дель Торо был невероятно увлечен своим фильмом, и это чувствуется. Он наверняка влюблен и в роботов, и в монстров — последнее может показаться странным, но вспомните, каких тварей кинематографист показывал в своих предыдущих фильмах (например, в «Хроносе», «Мутантах» или «Лабиринте Фавна»), и все встанет на свои места. Просто у дель Торо такое специфическое чувство прекрасного, ему действительно нравятся эти полупауки-полуящеры размером с небоскреб. Притом что за все два часа «Тихоокеанского рубежа» из адского портала выбирается где-то около дюжины монстров, легко заметить, что почти все они отличаются друг от друга. Очевидно, что дель Торо было просто-напросто интересно их придумывать.
Кроме того, дель Торо — это, к счастью, не Майкл Бэй, с «Трансформерами» которого «Тихоокеанский рубеж» наверняка будут сравнивать. Бэй тратит десятки миллионов на то, чтобы зрителя оглушить, а дель Торо все-таки пытается аудиторию увлечь. И у него это даже получается — но (переходим к плохому) далеко не всегда.
Весь «Тихоокеанский рубеж» строится вокруг одной-единственной задумки: огромные роботы дерутся с пришельцами еще больших размеров на фоне небоскребов. Если вам 12 лет, то этого вполне достаточно. (Вспомните, как вы в этом возрасте пересказывали друзьям фильмы: «И тут он его такой БАЦ, а тот упал, и они ХРЯСТЬ!») Вот и дель Торо, которому четыре раза по 12, решил, что можно обойтись без увлекательного сюжета и ярких персонажей — главное, чтобы было побольше «БАЦ» и «ХРЯСТЬ». В результате сценарий фильма собрали наспех из отдельных элементов чуть ли не всех известных фантастических видеоигр, фильмов и комиксов, рассказывающих о сражении землян с пришельцами из других миров, а вместо героев понатыкали ходячие шаблоны. Дель Торо, конечно, знает и любит первоисточники, на которые опирается, но ситуацию это не спасает.
В «Тихоокеанском рубеже» есть ровно один персонаж, вызывающий любопытство — Ганнибал Чау, делец, торгующий на черном рынке органами убитых монстров. Да и это заслуга не режиссера и сценаристов, а актера Рона Перлмана: он обладает бездонными запасами харизмы, а дель Торо об этом догадывается и снимает актера уже в пятой своей режиссерской работе. Но Чау, к сожалению, персонаж второстепенный: в кадре он появляется ненадолго (один раз — и вовсе после титров).
Если коротко, то «Тихоокеанский рубеж» — это идеальное кино для зрителей 12 лет. Очарование фильма резко понижается, если его смотрит, скажем, 16-летняя аудитория. Люди постарше, возможно, и вообще задремлют где-то после первого часа — несмотря на то, что дель Торо все это время будет показывать им вещи, которые он сам искренне и беззаветно любит.