Великая инди-роковая группа Pixies выпустила первую пластинку за 22 года. «Trompe le Monde», предыдущий диск коллектива, поступил в продажу в 1991 году. Тогда Pixies сотрудничали с британским лейблом 4AD, а теперь группа свободна от обязательств перед звукозаписывающими компаниями и, соответственно, выпускает новую музыку так, как считает нужным. Оказывается, сейчас Pixies предпочитают малые формы: новая запись «EP1» включает четыре песни, ее виниловый тираж — всего 5000 копий (правда, мини-альбом распространяется еще и в цифровом формате). Предполагается, что за ней последуют EP с другими номерами — группа будет выпускать их в течение следующих 15 месяцев. Однако никакими деталями, касающимися будущих релизов, группа пока не делится.
Давайте попробуем вспомнить, почему новый мини-альбом группы, диски которой никогда не расходились гигантскими тиражами, заслуживает пристального внимания. Pixies во второй половине 1980-х не то чтобы изобрели альтернативный рок, но сделали его максимально понятным для широкой аудитории. В сущности, под гитарным шумом и воплями фронтмена Чарльза Томпсона (также известного как Фрэнк Блэк и Блэк Фрэнсис) группа всегда прятала отличные цепкие поп-песни.
Курт Кобейн, к примеру, честно признавался, что, взявшись за сочинение будущего хита «Smells Like Teen Spirit», всего-навсего попытался написать идеальную поп-песню в духе Pixies. Возглавляемому Томпсоном коллективу признавались в любви Том Йорк, Пи Джей Харви и Боно. Песни Pixies звучали в фильмах Дэвида Финчера («Бойцовский клуб»), Кевина Смита («Зак и Мири снимают порно») и М. Найт Шьямалана («Неуязвимый»). Каверы на композиции группы исполняли Дэвид Боуи, Бек, Placebo и TV on the Radio.
Если коротко, то заслуга Pixies всего лишь в том, что они умудрялись сочинять великие песни обо всем на свете. Например, о любви:
О серфинге:
О дайвинге:
А также об инопланетянах, вампирах, реинкарнации и многом другом.
Однако в 2013 году Pixies вернее было бы рассматривать как совсем другую группу, не имеющую отношения к песням 20-летней давности. Начать с того, что по Томпсону и коллегам в последние годы было видно, как наскучили им эти композиции — достаточно посмотреть записи концертов 2000-х:
Собственно, и друг другу музыканты, кажется, наскучили. При этом атмосфера внутри Pixies никогда не была особо дружелюбной. Блэк Фрэнсис постоянно конфликтовал с басисткой, вокалисткой и соавтором ряда песен Ким Дил. Со временем фронтмен полностью подмял под себя группу, и в результате на вышеупомянутой пластинке «Trompe le Monde» не было ни одной песни Дил. Ким, естественно, такая творческая несвобода не очень устраивала, и в начале 1990-х она стала уделять все больше внимания собственному проекту The Breeders. В результате в 1993 году Pixies распались. Группа воссоединилась ради концертов только в 2004-м (к тому времени The Breeders успели записать три отличных долгоиграющих альбома), но о былых ссорах участники, кажется, так и не забыли.
В июне 2013-го у Pixies впервые за время существования группы сменился состав. Дил окончательно распрощалась с коллективом, на ее место пришла участница группы The Muffs Ким Шэттак — да, тоже Ким. Практически сразу же после этого Pixies начали выпускать новые песни. Первой из них стала «Bagboy», а за ней последовал мини-альбом (нужно отметить, что некоторые песни из «EP1» появлялись в интернете и раньше — тогда они вроде как считались сольными работами Фрэнка Блэка).
Pixies специально подчеркивают, что Дил в записи свежих треков участия не принимала. Томпсон таким образом доказывает, что группа вполне способна существовать и без Дил. Мало того что поклонникам выдали порцию новой музыки, так Pixies еще и активно концертируют — с довольно оживленным гастрольным графиком можно ознакомиться на официальном сайте: с новой басисткой Pixies едут и в Европу.
В общем, группа живет — разве что слегка мучается при этом. Дело в том, что Дил, которой Томпсон разрешал сочинять песни только изредка, была, как теперь выясняется, незаменимой участницей группы. Именно благодаря ее бэк-вокалу многие песни получались такими запоминающимися. Блэк Фрэнсис, видимо, и сам это чувствует: например, при прослушивании трека «Bagboy» создается ощущение, что Ким все же в записи участие принимала. Однако представитель Pixies подтвердил, что голос, звучащий в песне, принадлежит не Дил, а вовсе даже мужчине по имени Джереми Дабс — даром что кажется женским.
Да и в песнях из «EP1» есть фрагменты, когда кажется, что вот-вот раздастся узнаваемый голос Ким Дил. И, прямо скажем, новые композиции от этого только выиграли бы. Но Дил теперь занимается своими делами — например, дает концерты вместе с The Breeders и в одиночку записывает тихие акустические песни. Именно она, кстати, является основным идеологом движения All Wave, последователи которого принципиально не используют в студии компьютеров, цифровых технологий и автотюна. Довольно забавно, что для «Andro Queen» (песни, открывающей «EP1») Томпсон, кажется, впервые в истории Pixies записал вокал с автотюн-эффектом.
В общем, и у Дил, и у Pixies начались принципиально новые периоды жизни. Это одновременно и грустно, и любопытно. Однако приходится признать, что даже в одной тихой сольной песне Ким Дил (которая по энергетике вряд ли сравнится с лучшими работами Pixies) хулиганского задора сохранилось намного больше, чем во всей «EP1», записанной ее бывшими коллегами.